Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прор. Михея

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого пророка Михея
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память св. пророка Михея
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святой пророк Михе́й Морасфитя́нин, шестой из двенадцати малых пророков, вел свое пророческое служение в Иудейском царстве в VIII веке до Рождества Христова. Он был уроженцем города Морасфи (Морешет-Гат), расположенного в предгорьях Иудеи, на границе с землями филистимлян. Его служение охватывает царствования благочестивых царей Иоафа́ма (750-735 гг. до Р.Х.), нечестивого Ахаза (735-715 гг. до Р.Х.) и праведного реформатора Езеки́и (715-686 гг. до Р.Х.). Таким образом, он был свидетелем ключевых событий в истории Иудеи, включая падение Северного Израильского царства (Самарии) под ударами Ассирии в 722 году.

Будучи современником великого «евангелиста Ветхого Завета» пророка Исаии, Михей разделял с ним бремя пророческого слова. Однако, если Исаия был близок к царскому двору и аристократии, то Михей, судя по тону его речей, был ближе к простому народу, к крестьянам, страдавшим от гнета и несправедливости со стороны богатой элиты Иерусалима.

Основной пафос его проповеди — пламенное обличение нравственного разложения общества. Книга пророка Михея, состоящая из семи глав, структурно делится на три части, каждая из которых начинается с призыва «Слушайте!»:

Часть 1 (Главы 1-3): Суд над Самарией и Иудеей

Пророк объявляет грядущий суд Божий. Он оплакивает падение Самарии (столицы Израиля) за ее идолопоклонство. Затем он обращает свой взор на Иудею и Иерусалим, обличая вождей народа, «которые отвращаются правды и искривляют все прямое». Он обвиняет князей в «пожирании плоти народа», судей — в мздоимстве, а священников и пророков — в корыстном служении. За это Михей произносит страшное пророчество: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом» (Мих. 3:12). Это пророчество оказало столь сильное воздействие, что, по свидетельству пророка Иеремии (Иер. 26:18-19), оно привело к покаянию царя Езекию и отсрочило гибель Иудеи.

Часть 2 (Главы 4-5): Обетование о грядущем Царстве и Мессии

После грозных обличений пророк переходит к утешительным обетованиям. Он рисует эсхатологическую картину будущего, когда «гора дома Господня» воссияет, и к ней потекут все народы, чтобы научиться путям Господним. Здесь звучат слова, схожие с пророчеством Исаии, о всеобщем мире: «...и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Мих. 4:3).

Кульминацией этой части и всего служения Михея является великое мессианское пророчество о рождении Владыки в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Это пророчество прямо указывает не только на место рождения, но и на божественную, предвечную природу грядущего Спасителя.

Часть 3 (Главы 6-7): «Судебная тяжба» Господа с Израилем и призыв к покаянию

В этой части пророк изображает Господа, ведущего судебный процесс со Своим народом. Господь напоминает о всех благодеяниях, явленных Израилю, и спрашивает, чем Он «отягощал» его. Народ же пытается оправдаться формальным исполнением обрядов, предлагая тысячи жертв. В ответ Михей произносит знаменитые слова, выражающие суть истинного богопочитания: «О, человек! сказано тебе, что́ — добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).

Книга завершается покаянной молитвой и твердым упованием на милость Божию, на верность Господа завету, данному праотцам Аврааму и Иакову.

В отличие от пророков Исаии (который, по преданию, был перепилен пилой) или Иеремии (убитого камнями), земная жизнь святого пророка Михея, согласно Церковному Преданию, завершилась мирно. Он скончался в старости в своем родном городе Морасфи, оставив после себя книгу, которая стала неотъемлемой частью библейского канона и путеводителем в ожидании Мессии.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист