Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память св. пророка Михея

Св.пророк Михей родился в Моришете (Морафи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей Иофама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689). Он был современником пророков Иосии (возможно, даже одним из его учеников), Амоса и Осии и, как они, исполнен силы Духа Господня, подвизался, чтобы высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его (Мих 3, 8).

Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность. Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли, ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства... (Мих.6,2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему. Не стало милосердных на земле... Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть... (Мих.7,2). Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих.2,1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих.3,9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание... И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда (Мих 3,11).

Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих.1,6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков, ассирийцев: Он низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны (Мих.1,3–6). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (Мих.3,12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: И будет в последние дни, гора дома Господня поставлена будет во главу гор.. и потекут к ней народы (Мих.4,1).

Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их (Мих.4,3).

Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (Мих.5,1–3). Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа... ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих.7,12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: Он опятъ умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих.7,18).

Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями, которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм.

Примечания
1* Следует отличать его от пророка Михея, сына Иемвлая, жившего столетием раньше в царствование Ахава. См.: 3Цар 22,8 сл. и 2Пар 18, 8 сл.
2* Такое же пророчество см. Иер.26, 18.
3* Это пророчество повторяется в Мф.2–6.
4* Это событие упоминается у Евсевия, Созомена и св. Иеронима. Развалины этого храма были обнаружены в месте Хирбет-эль-Басаль в 5 км к северо-востоку от Елевферополя.