Житие прор. Малахии
Авторские жития святого
Житие и служение святого пророка Мала́хии знаменуют собой закат ветхозаветной истории и начало таинственного ожидания исполнения обетований. Он явился последним пророком Израиля, после которого пророческий голос умолк на четыреста лет, вплоть до явления Иоанна Крестителя. По этой причине в святоотеческой традиции его именуют «Печатью пророков». Святой Малахия происходил из колена Завулонова и совершал свое служение в Иерусалиме вскоре после деятельности пророков Аггея и Захарии, примерно в 450–425 годах до Рождества Христова, во времена персидского царя Артаксеркса.
Исторический контекст его проповеди был сложен. Народ, вернувшийся из Вавилонского плена, переживал духовный кризис. Первоначальный энтузиазм восстановления Храма угас. Священники совершали службу небрежно, ради корысти, допуская на жертвенник порочных животных. В обществе распространились разводы, социальная несправедливость и смешанные браки с язычницами, что угрожало религиозной чистоте народа Божия. В это время Господь воздвиг пророка Малахию (чье имя означает «Посланник Мой»), чтобы обличить малодушие и призвать к покаянию.
Богословие Книги пророка Малахии
Книга пророка, входящая в канон Священного Писания, отличается диалогической формой: пророк от лица Бога выдвигает обвинение, народ дерзко возражает, и Бог через пророка дает ответ. Главные богословские идеи книги сосредоточены на Суде Божием и пришествии Мессии:
- Пророчество о Предтече: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1). Сам Господь Иисус Христос относил эти слова к Иоанну Крестителю (Мф. 11:10), подтверждая боговдохновенность Малахии.
- Солнце Правды: Пророк говорит о Мессии как о «Солнце Правды», в лучах которого — исцеление. Этот образ стал одним из ключевых в христианской гимнографии, в частности, в тропаре Рождества Христова.
- Великий и страшный день Господень: Малахия предсказывает приход пророка Илии перед концом времен, который должен будет «обратить сердца отцов к детям».
- Чистая Жертва: Отвергая оскверненные жертвы левитов того времени, пророк предвидит установление новозаветного богослужения, где жертва хвалы будет приноситься Богу всеми народами земли, что исполнилось в Божественной Литургии.
Святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «О жизни и смерти пророков» сообщает, что народ чтил Малахию как Ангела, ибо он был «благолепен видом» и всё, что он пророчествовал, тотчас сбывалось. Согласно преданию, отец пророка, Со́фар, видел, как Ангелы Божии беседовали с младенцем Малахией и глас невидимый наставлял его. Скончался пророк в молодых летах и был с честью погребен в своей родовой усыпальнице в селении Су́фа. Память его Церковь совершает 3 января (по старому стилю).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке