Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Пророка Илии

Дни памяти
Авторские жития святой
Житие и чудеса святого пророка Илии
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память св. пророка Илии Фесвитянина
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие святого пророка Илии начинается с чудесного знамения. По преданию, родитель его, Сова́х, при рождении сына видел ангелов Божиих, которые пеленали младенца огнем и влагали в уста его пламень. Это видение прообразовало всю последующую жизнь пророка, которая стала подобна всесожигающему огню ревности по славе Господней. Илия происходил из города Фесвы Галаадской и принадлежал к колену Ааронову (по другим источникам — Неффалимову). С юности он удалился в пустынные места, проводя дни и ночи в строгом посте и молитве, созерцая величие Творца.

Противостояние идолопоклонству

Служение Илии пришлось на царствование Ахава. Это был период глубокого духовного падения Северного царства. Царица Иезавель сделала культ Ваала государственной религией. Пророк Илия стал единственным голосом, открыто обличившим царя. Наказанием за нечестие стала страшная трехлетняя засуха. Господь хранил Своего избранника сначала у потока Хораф, а затем в Сарепте Сидонской. Чудо воскрешения сына вдовы в Сарепте имеет глубокий догматический смысл, прообразуя грядущее всеобщее воскресение мертвых и милосердие Божие, простирающееся и на язычников.

Торжество на горе Кармил и Богоявление на Хориве

Центральным событием жития является противостояние на горе Карми́л. Илия предложил испытание огнем не ради зрелища, но ради спасения душ заблудшего народа. Смиренная молитва праведника низвела небесный огонь, тогда как экстатические радения языческих жрецов оказались бессильны. Истребление жрецов Ваала у потока Киссон было актом исполнения Закона Моисеева, повелевающего искоренять соблазн идолослужения.

Однако после великой победы наступил момент человеческой немощи пророка. Спасаясь от мести Иезавели, он бежал в Вирсавию, а затем в пустыню, прося себе смерти. Господь через Ангела питал его, пока он сорок дней шел к горе Божией Хорив. Здесь Илии было дано высочайшее откровение о сущности Бога. Господь не явился ни в разрушительном ветре, ни в землетрясении, ни в огне, но в «гласе хлада тонка» (веянии тихого ветра). Это знаменовало переход от грозного законничества к эре милосердия и благодати, которая в полноте откроется в Новом Завете.

Завершение земного служения и Вознесение

Вернувшись по повелению Божию, Илия помазал Азаила на царство Сирийское, Ииуя — на царство Израильское, и Елисея — в пророка вместо себя. Ревность Илии вновь проявилась в деле Навуфея, виноградник которого беззаконно присвоил Ахав, и в обличении царя Охозии. Когда Охозия послал воинов схватить старца, по слову пророка их дважды попалял небесный огонь, пока третий начальник не смирился перед человеком Божиим.

Кончина пророка Илии окружена великой тайной. Он не вкусил естественной смерти. Перейдя реку Иордан, воды которой расступились от удара его милотью, он беседовал с учеником Елисеем. Внезапно явилась огненная колесница, и Илия вознесся в вихре на небо. Елисей, видя это, воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!». Евангельская история свидетельствует о явлении Илии вместе с Моисеем на горе Фавор во время Преображения Господня, где они беседовали со Христом о Его исходе. Церковь учит, что Илия, как и Енох, пребывает во плоти в сокровенном месте и вернется на землю во времена антихриста, чтобы свидетельствовать об Истине и принять мученический венец.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист