Житие прор. Даниила и трех отроков
Святой пророк Даниил и три святых отрока — Анания, Азария и Мисаил — являются одними из самых почитаемых ветхозаветных праведников, явивших миру образ истинного благочестия в условиях гонений и иноплеменного плена. Они происходили из знатного иудейского рода и были пленены вавилонским царем Навуходоносором около 600 года до Рождества Христова. Царь, заметив их красоту и смышленость, решил воспитать их при дворе, обучив языкам и наукам халдейским, и дал им новые имена: Даниилу — Валтасар, Анании — Седрах, Азарии — Авденаго, Мисаилу — Мисах.
Подвиг воздержания и мудрость
Первым их подвигом стало хранение себя от осквернения. Закон Моисеев запрещал употреблять определенные виды пищи, а царский стол изобиловал идоложертвенным мясом и вином. Юноши уговорили начальника евнухов Амелсара кормить их только семенами (овощами) и водой. Бог благословил их воздержание: они превзошли всех сверстников не только телесным здоровьем, но и мудростью, которую даровал им Господь.
Видения и пророчества Даниила
Пророк Даниил прославился даром толкования снов. Он спас всех вавилонских мудрецов от казни, когда пересказал и истолковал забытый сон Навуходоносора об истукане. Золотая голова символизировала Вавилон, серебряная грудь — Персидское царство, медное чрево — Греческое (империю Александра Македонского), железные ноги — Римскую империю, а камень, сокрушивший истукана, — Христа Спасителя и Его Церковь, которая наполнит всю землю.
Позже Даниил имел собственные великие видения: о четырех зверях, выходящих из моря (четырех царствах), и о «Сыне Человеческом», идущем к «Ветхому днями» — одно из яснейших ветхозаветных указаний на Боговоплощение и второе пришествие. Ему же принадлежит пророчество о 70 седмицах, точно указывающее срок от указа о восстановлении Иерусалима до смерти Христа.
Испытание в печи огненной
Подвиг трех отроков подробно описан в 3-й главе Книги пророка Даниила. Когда Навуходоносор воздвиг на поле Деир золотого истукана высотой 60 локтей, Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л отказались пасть ниц. Их верность разъярила царя. Печь была раскалена настолько, что пламя убило воинов, бросавших туда святых. Однако внутри печи отроки пребывали как среди прохладной росы. К ним сошел Ангел Господень, и они воспели знаменитую песнь «Благословите, вся дела Господня, Господа», ставшую прообразом многих христианских гимнов. Царь, увидев это чудо, признал величие Бога Израилева.
Даниил при дворе царей и чудесное спасение
История пророка Даниила продолжилась при царе Валтасаре. Во время нечестивого пира, где использовались сосуды, украденные из Иерусалимского Храма, на стене появилась кисть руки, начертавшая слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Даниил бесстрашно истолковал приговор: царство исчислено, взвешено и разделено. В ту же ночь Вавилон пал под натиском мидян и персов.
При персидском царе Дарии Даниил был назначен одним из трех главных князей. Завистники, не найдя за ним никакой вины, кроме его благочестия, хитростью добились царского указа, запрещающего просить что-либо у кого-либо, кроме царя, в течение 30 дней. Даниил не прервал своей молитвы: он трижды в день открывал окна в сторону Иерусалима и молился. За это он был брошен в ров со львами. Царь Дарий скорбел и постился всю ночь, а утром нашел Даниила живым — Ангел заградил пасти хищников. Враги же Даниила были брошены в тот же ров и мгновенно растерзаны.
В книге пророка также содержатся эпизоды, известные как неканонические дополнения (в греческой и славянской Библии они есть): история о Суса́нне, которую юный Даниил спас от клеветы двух старейшин, и история о Виле и драконе, где пророк разоблачил жрецов, тайно поедавших жертвы идолу, и умертвил священного дракона, скормив ему ком из смолы и волос. За последнее деяние он был вторично брошен ко львам, где его чудесным образом напитал пророк Авваку́м, перенесенный Ангелом из Иудеи.
Кончина и почитание
Святой пророк Даниил и три отрока дожили до глубокой старости и скончались в плену. По свидетельству святителя Кирилла Александрийского, они были обезглавлены по приказу царя Аттика, однако в Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского указывается, что они мирно почили (после воскрешения Анании, Азарии и Мисаила, умерших первыми, и молитвы Даниила). Их тела были положены в гробнице в городе Сузы. Церковь чтит их память 17 (30) декабря, перед праздником Рождества Христова, напоминая верующим, что как отроки были спасены в печи, так и человечество спасается через Воплощение Христа, не опалившись Божественным Огнем.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке