Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Василия Поляномерульского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Василия Поляномерульского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие преподобного Васи́лия Поляномерульского являет собой пример служения Богу в эпоху, когда внешние обстоятельства препятствовали созерцательной жизни. Этот подвижник стал тем связующим звеном, благодаря которому благодатный опыт древних отцов-исихастов перешел в новое время, подготовив почву для расцвета старчества в XIX веке. О ранних годах жизни святого сведения скудны. Исследователи полагают, что он родился около 1692 года. Долгое время считалось, что он был родом из Малороссии, однако современные изыскания допускают и великорусское происхождение. Несомненно одно: он обладал блестящим для своего времени образованием и с юности желал посвятить себя Богу.

Первый этап его монашеского подвига проходил в России, вероятно, в лесах Брянщины или на Украине. Однако церковная политика императора Петра I, направленная на упразднение малых скитов и регламентацию монашеской жизни по западному образцу, вынудила ревностных иноков искать убежища за пределами империи. Так Василий оказался в Вала́хии (Румыния), стране, хранившей верность византийскому духовному наследию.

В 1730-х годах старец становится настоятелем скита Далхэу́ц. Здесь он вводит строгий устав, соединяющий общежительные принципы (киновию) с элементами отшельнического безмолвия. Братия скита занималась не только рукоделием и послушаниями, но и, прежде всего, умным деланием — непрестанной молитвой Иисусовой. Вскоре вокруг Василия собралось множество учеников, что побудило его основать новые скиты: Трэйстень и знаменитый Пояна-Мэрулуй («Яблоневая поляна»).

Пояна-Мэрулуй стал центром духовного просвещения. Старец Василий понимал, что без правильного теоретического основания практика молитвы может привести к прелести (духовному самообману). Он предпринял труд по изучению творений великих аскетов древности: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Нила Сорского и других. Свои размышления и наставления он изложил в виде обширных «Предисловий» к их книгам. В этих текстах он простым языком объяснял суть исиха́зма, доказывая, что путь умной молитвы открыт не только для пустынников, но и для монахов, живущих в общежитии, и даже для мирян.

Промыслительной стала встреча преподобного Василия с юным странствующим иноком Платоном, будущим старцем Паи́сием Величковским. Это произошло на Афоне, куда Василий прибыл с визитом, а позже их общение продолжилось в Румынии. Старец Василий стал духовным отцом Паисия, постриг его в мантию и передал ему свой метод работы с греческими рукописями. Без учителя Василия не было бы и того Паисия, которого знает весь православный мир.

Последние годы жизни старец провел в Пояна-Мэрулуй, продолжая окормлять братию и писать духовные наставления. Несмотря на высокий духовный авторитет, он всегда сохранял глубокое смирение. Преставился преподобный Василий 25 апреля 1767 года (по старому стилю). Он был погребен в алтаре главной церкви скита.

Наследие преподобного Василия долгое время оставалось в тени славы его ученика, однако в XX и XXI веках интерес к его личности и трудам возрос. Его сочинения признаны классикой аскетической литературы. Канонизация святого Румынской Православной Церковью состоялась в 2003 году, а в 2018 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви, что подтвердило его вселенское значение как учителя молитвы и покаяния.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист