Житие прп. Василия Поляномерульского
Авторские жития святого
Житие преподобного Васи́лия Поляномерульского являет собой пример служения Богу в эпоху, когда внешние обстоятельства препятствовали созерцательной жизни. Этот подвижник стал тем связующим звеном, благодаря которому благодатный опыт древних отцов-исихастов перешел в новое время, подготовив почву для расцвета старчества в XIX веке. О ранних годах жизни святого сведения скудны. Исследователи полагают, что он родился около 1692 года. Долгое время считалось, что он был родом из Малороссии, однако современные изыскания допускают и великорусское происхождение. Несомненно одно: он обладал блестящим для своего времени образованием и с юности желал посвятить себя Богу.
Первый этап его монашеского подвига проходил в России, вероятно, в лесах Брянщины или на Украине. Однако церковная политика императора Петра I, направленная на упразднение малых скитов и регламентацию монашеской жизни по западному образцу, вынудила ревностных иноков искать убежища за пределами империи. Так Василий оказался в Вала́хии (Румыния), стране, хранившей верность византийскому духовному наследию.
В 1730-х годах старец становится настоятелем скита Далхэу́ц. Здесь он вводит строгий устав, соединяющий общежительные принципы (киновию) с элементами отшельнического безмолвия. Братия скита занималась не только рукоделием и послушаниями, но и, прежде всего, умным деланием — непрестанной молитвой Иисусовой. Вскоре вокруг Василия собралось множество учеников, что побудило его основать новые скиты: Трэйстень и знаменитый Пояна-Мэрулуй («Яблоневая поляна»).
Пояна-Мэрулуй стал центром духовного просвещения. Старец Василий понимал, что без правильного теоретического основания практика молитвы может привести к прелести (духовному самообману). Он предпринял труд по изучению творений великих аскетов древности: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Нила Сорского и других. Свои размышления и наставления он изложил в виде обширных «Предисловий» к их книгам. В этих текстах он простым языком объяснял суть исиха́зма, доказывая, что путь умной молитвы открыт не только для пустынников, но и для монахов, живущих в общежитии, и даже для мирян.
Промыслительной стала встреча преподобного Василия с юным странствующим иноком Платоном, будущим старцем Паи́сием Величковским. Это произошло на Афоне, куда Василий прибыл с визитом, а позже их общение продолжилось в Румынии. Старец Василий стал духовным отцом Паисия, постриг его в мантию и передал ему свой метод работы с греческими рукописями. Без учителя Василия не было бы и того Паисия, которого знает весь православный мир.
Последние годы жизни старец провел в Пояна-Мэрулуй, продолжая окормлять братию и писать духовные наставления. Несмотря на высокий духовный авторитет, он всегда сохранял глубокое смирение. Преставился преподобный Василий 25 апреля 1767 года (по старому стилю). Он был погребен в алтаре главной церкви скита.
Наследие преподобного Василия долгое время оставалось в тени славы его ученика, однако в XX и XXI веках интерес к его личности и трудам возрос. Его сочинения признаны классикой аскетической литературы. Канонизация святого Румынской Православной Церковью состоялась в 2003 году, а в 2018 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви, что подтвердило его вселенское значение как учителя молитвы и покаяния.
Другие святые с именем Василий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке