Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Пахомия Великого

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Пахомия Великого
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Преподобный Пахомий Великий, чьим трудом и молитвой было положено начало общежительному монашеству в Христианской Церкви, родился около 292 года в Верхней Фиваи́де (Египет), в селении Сне (Эсне). Родители его были язычниками, принадлежавшими к жреческому сословию, и с детства воспитывали сына в служении идолам. Однако юный Пахомий, обладая светлым умом и чистым сердцем, интуитивно чувствовал ложь язычества и тяготился им. Он отличался редким целомудрием, рассудительностью и кротким нравом.

Когда Пахомию исполнилось около 20 лет (примерно в 312 году), во время военных приготовлений императора Константина против Максенция и Максимина, его, вопреки его воле, вместе с другими юношами принудительно взяли на военную службу. Новобранцев под конвоем доставили в город Фивы и разместили в здании городской тюрьмы. Там, в узах, Пахомий и его товарищи по несчастью испытали отчаяние и голод. В этот тяжелый момент они увидели пример истинного милосердия. Местные христиане, узнав о бедственном положении узников, пришли к ним с пищей, водой и всяческим утешением. Пахомий был поражен до глубины души. Он спросил, почему эти незнакомые люди проявляют к ним такую заботу. Ему ответили, что они христиане и делают это из любви к своему Богу, Который учит их милосердию ко всем страждущим. В ту же ночь Пахомий воздел руки к небу и дал обет, что если Единый Истинный Бог христиан избавит его от воинской повинности, он посвятит Ему всю свою жизнь.

Вскоре Промысл Божий устроил так, что военная нужда отпала, и Пахомий был освобожден. Он немедленно направился в одну из христианских общин в селении Ченубоскион, где принял наставление в вере и святое Крещение (около 314 года). Возгораясь желанием в совершенстве служить Богу, он начал искать уединенной жизни. Услышав о великом пустыннике, преподобном старце Паламо́не, Пахомий пришел к нему и просил принять его в ученики.

Авва Паламон, известный суровостью своей жизни, сначала испытал юношу, предупредив о тяготах отшельничества. Но, видя твердость намерения Пахомия, принял его. Десять лет преподобный Пахомий проходил иноческое послушание под руководством старца. Их жизнь была наполнена непрестанной молитвой, жесточайшим постом (они питались только хлебом и солью, и то через день) и тяжелым трудом. Ночью они бодрствовали, моляясь и плетя рогожи из пальмовых волокон. Преподобный Пахомий с любовью и смирением исполнял все наставления старца, возрастая духовно в борьбе с искушениями и помыслами.

После десяти лет подвижничества, когда авва Паламон отошел ко Господу, Пахомий удалился в более уединенное место — пустынное селение Тавенни́си на берегу Нила. Однажды, во время молитвы, он услышал таинственный голос, повелевший ему: «Пахомий, оставайся на этом месте и построй обитель, ибо к тебе придут многие ищущие спасения, и ты будешь руководить ими». Вскоре после этого ему явился Ангел Божий в образе инока (в великой схиме) и вручил ему медную или каменную скрижаль. На ней был начертан Устав, или правило монашеской жизни. Это событие стало поворотным в истории христианского подвижничества.

Вскоре к Пахомию пришел его старший брат Иоанн, который стал его первым сподвижником. Они построили небольшую келью и часовню. Постепенно к ним стали стекаться другие ревнители благочестия. Устав, данный Ангелом, лег в основу их жизни. Это был Устав киновии, то есть общежи́тельного монастыря. В отличие от отшельников-анахоретов, живших уединенно, монахи-киновиты должны были жить как единая семья. Основные принципы Устава были таковы:

  • Полное нестяжание (отказ от личной собственности);
  • Беспрекословное послушание игумену и старшим;
  • Общая молитва в храме в определенные часы (правило);
  • Общая трапеза (причем вкушение пищи было умеренным и строго регламентированным);
  • Общий одинаковый для всех покрой одежды (кукуль, мантия);
  • Обязательный труд (послушание) для каждого на общую пользу.

Монахи в обители были разделены на группы («дома») по роду их послушаний: были хлебопеки, садовники, переписчики книг, иконописцы, строители, лодочники. Такой порядок приучал к смирению, отсечению своей воли и воспитывал братскую любовь. Число иноков быстро росло, и преподобный Пахомий основал еще несколько монастырей по тому же уставу. К концу его жизни в Тавеннисийском объединении (называемом «Койнония») было девять мужских монастырей, в которых подвизалось до семи тысяч иноков.

Преподобный Пахомий также содействовал своей сестре Марии, пришедшей навестить его, в основании первой женской общежительной обители на другом берегу Нила, дав им устав, схожий с мужским.

Преподобный обладал великими дарами от Бога. Он был прозорлив, видел помыслы учеников, исцелял больных и изгонял бесов силой молитвы. Он был пламенным защитником Православия, безбоязненно обличал арианскую ересь и пользовался глубоким уважением святителя Афанасия Великого, посещавшего его обители.

Около 348 года в Фиваиде разразилась эпидемия чумы. Преподобный Пахомий, ухаживая за больными иноками, сам заразился. Чувствуя приближение кончины, он собрал братию, назначил своим преемником верного ученика, преподобного Фео́дора Освященного, и дал последние наставления о хранении Устава и братской любви. С миром преподобный Пахомий Великий отошел ко Господу, оставив Церкви великое наследие — чин общежительного монашества, ставший основной формой иноческой жизни на все последующие века.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист