Житие прп. Марона, пустынника Сирийского
Авторские жития святого
Преподо́бный Ма́рон был одним из величайших аскетов и столпов сирийского монашества IV-V веков. Он родился в Сирии, в области близ города Антиохии. Получив благочестивое воспитание, он с юности стремился к уединенной жизни, посвященной исключительно Богу. Оставив мирскую суету, он нашел высокую гору в пределах области города Кира (Кирр), где прежде находилось языческое капище, почитаемое местными жителями. Это место, оскверненное идольскими жертвами, он очистил молитвою и превратил в свой молитвенный дом.
Подвиг преподобного Марона был поистине суровым. Он не стал строить себе кельи или даже простого укрытия. Его домом стало небо, а постелью – земля. Он добровольно подвергал себя всем стихиям: палящему зною, пронизывающему холоду, дождям и снегу. Лишь иногда, по свидетельству блаженного Феодори́та Кирского, автора "Истории боголюбцев", он пользовался небольшой палаткой (кущей), но делал это крайне редко. Его одеждой служила простая власяница. Таким образом, святой Марон подражал древним пророкам и самому Господу, не имевшему, где главы приклонить.
За его великое терпение, непрестанную молитву и умерщвление плоти Господь прославил Своего угодника. Преподобный Марон получил обильный дар чудотворения. Слава о святом пустыннике быстро распространилась по всей Сирии и далеко за ее пределами. К нему на гору непрерывным потоком шли люди, одержимые различными недугами. Святой Марон исцелял лихорадки, возвращал здравие расслабленным, изгонял бесов из одержимых. Примечательно, что он не использовал каких-либо сложных ритуалов или материальных средств – исцеление происходило по его молитве, по его слову, а иногда и просто от прикосновения к его одежде.
Однако главным даром преподобного было врачевание душевных недугов. Он был искусным духовным лекарем, который видел корень человеческих страданий. Блаженный Феодорит пишет, что он исцелял не только телесные болезни, но и душевные страсти: одного он излечил от сребролюбия, другого – от гнева, третьего – от иной пагубной привычки. Он «возделывал» души людей, словно духовный земледелец, насаждая в них добродетели и искореняя тернии греха. Его наставления были кроткими, но полными духовной силы и мудрости.
Подвиг преподобного Марона высоко ценил великий святитель Иоа́нн Златоуст. Находясь в изгнании в Армении (в Кукузе), около 405 года, Златоуст написал преподобному Марону письмо. В нем святитель называет Марона своим другом, выражает восхищение его подвигами, скорбит, что не может посетить его лично из-за тягот ссылки и телесной немощи, и просит его святых молитв о себе. Это послание свидетельствует о том, что слава сирийского пустынника была известна всей Христианской Церкви.
Преподобный Марон стал основателем особого рода отшельнической жизни в Сирии. Вокруг него собралось множество учеников. Он не создавал единой киновии (общежительного монастыря), но его последователи, подражая его жизни под открытым небом, селились в окрестностях, образуя целую «школу» пустынножительства. Из его учеников вышли многие известные подвижники, в том числе преподобный Иа́ков Отшельник (Кирский), Лимний, Зевгматий и другие. Таким образом, преподобный Марон стал духовным отцом для целого сонма сирийских анахоретов.
Преподобный Марон дожил до глубокой старости и мирно отошел ко Господу, предположительно, между 410 и 423 годами. Его кончина вызвала «благочестивый спор» среди жителей окрестных селений – каждый хотел, чтобы мощи великого святого покоились в их земле. Жители одного крупного и многолюдного селения силой захватили его святые мощи и построили для них величественный храм. Позднее его мощи были перенесены в монастырь, носивший его имя (Бет-Марун), в Апамее Сирийской. Память святого чтится Церковью 14 февраля по Юлианскому календарю (27 февраля по Григорианскому).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке