Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Жизненный путь преподобного Иоанна, ученика первоначальника Соловецкого, являет собой пример совершенного послушания и духовного сыновства. Придя в суровую северную обитель в середине XV века, он всецело предал себя в волю настоятеля — преподобного Зоси́мы. В монастырском предании за ним закрепилось именование «свещеносец», указывающее на его литургическое послушание: он заботился об освещении храма и прислуживал игумену в алтаре. Это служение символически отражало его внутреннее состояние — стремление быть носителем Божественного света.

Центральным эпизодом, связывающим имена учителя и ученика, является чудо видения Великой церкви. Исторические источники повествуют, что однажды, в Страстной Четверг (по другим спискам — в Неделю Ва́ий), когда преподобный Зосима совершал Бескровную Жертву, Иоанн находился в алтаре. Внезапно он увидел, как лицо старца озарилось светом, подобным солнечному, а вся церковь наполнилась благоуханием. Ужаснувшись и благоговея, ученик не смел спросить о происходящем. После окончания службы преподобный Зосима сам призвал Иоанна и поведал ему, что видел на востоке «церковь велику в воздусе стоящу». Это было пророчество о будущем строительстве каменного Спасо-Преображенского собора и о духовном величии монастыря.

Преподобный Иоанн стал не только свидетелем этого откровения, но и его хранителем для будущих поколений иноков. Его свидетельство сыграло важную роль в укреплении веры братии в тяжелые времена, напоминая им о богоизбранности места их подвига. После преставления своего наставника в 1478 году Иоанн продолжал подвизаться в обители, являя собой живой пример древнего благочестия.

Место упокоения святого Иоанна находится за алтарем Спасо-Преображенского собора, рядом с могилой его учителя. Впоследствии над их захоронениями была устроена часовня. В иконописных подлинниках образ святого Иоанна описывается так: «подобием надсед, брада аки Зосимина, ризы преподобническия». Его почитание неразрывно связано с культом соловецких первоначальников, так как он послужил связующим звеном между эпохой основания монастыря и временем его расцвета.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист