Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Феодора Студита, исп.

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Феодора Студита, исповедника
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Преподобный Феодор родился в Константинополе в 759 году. Его отец Фотин заведовал сбором царских податей, а мать Феоктиста отличалась глубоким благочестием. Получив блестящее классическое образование, Феодор имел все шансы на успешную государственную карьеру. Однако в то время в Византии усиливалась борьба партии ревнителей благочестия против обмирщения Церкви. Под влиянием своего дяди, святого Платона, семья Феодора приняла решение оставить мир. В 780 году, раздав имущество, они основали монастырь в имении Сакудион на горе Олимп в Вифинии.

В Сакудионе Феодор всецело предал себя послушанию. Несмотря на знатное происхождение и образованность, он брался за самую черную работу: рубил дрова, копал землю, переносил тяжести. Особое внимание он уделял откровению помыслов старцу, считая это основой монашеского преуспеяния. В 787 году он был рукоположен в пресвитера, а в 794 году, когда святой Платон удалился на покой, братия избрала Феодора игуменом.

Первое изгнание святого связано с защитой святости брака. Император Константин VI, увлекшись Феодотой (родственницей Феодора), насильно постриг свою законную жену Марию в монахини и заключил новый брак. Патриарх Тарасий, хотя и не одобрил этого, не решился на открытый конфликт. Феодор же и его монахи прервали общение с императором и священником Иосифом, совершившим венчание. За это в 796 году монастырь был разорен, а Феодор сослан в Фессалоники. Ссылка закончилась со смертью императора. Императрица Ирина, глубоко почитавшая святого, призвала его в столицу и передала ему в управление древний, но пришедший в упадок монастырь, основанный патрицием Студием.

В Студийской обители раскрылся организаторский гений Феодора. Он создал уникальное монашеское общежитие (киновию), где все было общим, а частная собственность полностью исключалась. Был разработан строгий Устав (Типикон), регулирующий богослужение и повседневную жизнь. Монастырь стал городом в городе: здесь работали переписчики книг, иконописцы, действовала Ксенодо́хия (странноприимный дом) и больница. Число братии достигло 1000 человек. Студийский устав впоследствии оказал решающее влияние на развитие монашества на Афоне и в славянских землях.

Мир длился недолго. При императоре Никифоре I возобновились споры о прелюбодейном браке, и святой вновь оказался в изгнании. Но самым суровым испытанием стал 813 год, когда на престол взошел Лев V Армянин, яростный иконоборец. Он созвал собор для осуждения иконопочитания. Феодор Студит стал главным богословским оппонентом ереси. Он развил учение о том, что икона изображает не природу (естество) Бога, что невозможно, а Ипоста́сь (Личность) воплощенного Слова. Отвергающий икону отвергает и реальность Боговоплощения.

В Вербное воскресенье Феодор с братией совершил знаменитый крестный ход вокруг монастыря с иконами, открыто бросив вызов императорскому эдикту. Реакция была жестокой: монастырь закрыли, монахов разогнали, а Феодора подвергли пыткам и заточили в крепость Метопа. Условия содержания были нечеловеческими: зимой он замерзал, летом изнывал от жары, страдал от голода и болезней. Охране было запрещено даже говорить с ним. Однако святой находил способы передавать письма («Катехизи́ческие поучения» и послания), поддерживая дух православных по всей империи. Он обращался за поддержкой и к Римскому папе Пасхалию I.

После убийства Льва V новый император Михаил II Травл освободил исповедников, но запретил иконопочитание в столице. Феодор не согласился на компромисс и удалился в Вифинию, на мыс Акрит. Здесь, в кругу верных учеников, он продолжал служить Литургию и проповедовать до самой кончины 11 ноября 826 года. Его последними словами были строки псалма: «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси».

Торжество Православия наступило лишь в 843 году. А 26 января 844 года мощи преподобного Феодора были с великой честью перенесены в Студийский монастырь. Церковь чтит его не только как исповедника, но и как великого гимнографа: он является автором множества канонов Триоди Постной и Цветной, утверждающих догматы веры через Проскини́сис (поклонение) святым образам.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист