Житие Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев
Авторские жития святого
Житие преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, представляет собой сложный агиографический и исторический вопрос. Отсутствие ранних письменных житий объясняется трагической судьбой самой обители: Валаам, находясь на рубеже новгородских и шведских владений, неоднократно подвергался полному разорению. В 1611 году монастырь был уничтожен до основания, а братия перебита, что привело к утрате древних монастырских синодиков и летописей.
Гипотезы о времени жизни
В церковной исторической науке существуют две основные версии времени жизни святых:
- Ранняя (X–XI вв.): Согласно этой версии, поддерживаемой монастырским преданием и рядом церковных историков XIX века, преподобный Сергий пришел на Ладогу из Византии (или был учеником первых миссионеров) в эпоху Крещения Руси. В новгородских летописях под 1163 годом упоминается обретение мощей святых, что косвенно подтверждает их гораздо более раннюю кончину. Эту версию отстаивали такие исследователи, как А. Гиппинг и игумен Дамаскин (Кононов).
- Поздняя (XIV век): Ряд современных историков и исследователей (например, Е. Голубинский) склоняются к тому, что монастырь был основан в первой половине XIV века. Это связывается с расцветом новгородской колонизации Севера и миссионерской деятельностью, направленной против экспансии католичества со стороны Швеции. В «Сказании о Валаамском монастыре» (XVI в.) говорится, что Сергий пришел «от восточных стран» (что может означать Новгород) в 1329 году.
Монашеский подвиг и основание обители
Независимо от датировки, духовный подвиг святых остается неизменным. Придя на остров, служивший капищем для языческих племен, преподобные основали кинови́ю — общежительный монастырь. Это требовало не только духовных усилий, но и титанического физического труда: на гранитных скалах создавался плодородный слой почвы, строились кельи и храмы. Святые стали просветителями карел, чуди и вепсов, являя им пример христианской любви и кротости.
История мощей и почитание
Важнейшим историческим фактом является перенесение мощей преподобных. В 1163–1164 годах (согласно ранней датировке) из-за угрозы нападения све́ев (шведов) мощи были торжественно перевезены в Новгород. Они пребывали там до умирения военной обстановки, после чего были возвращены на остров. В память об этом событии установлено празднование 11 сентября (по старому стилю). В 1819 году Святейший Синод подтвердил общероссийское почитание святых, установив дни памяти: 28 июня (11 июля) — в день памяти преподобных Сергия и Германа, и 11 сентября (24 сентября) — перенесение мощей.
Мощи преподобных и ныне покоятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Над местом их погребения устроена ра́ка (гробница), являющаяся главной святыней обители. Существует предание, что в тяжелые для монастыря времена святые старцы являлись в видениях как инокам, так и врагам, защищая свою обитель. Известны случаи, когда шведские флотилии, пытавшиеся подойти к острову для грабежа, внезапно теряли ориентацию в тумане или разбивались о скалы после молитвенного обращения братии к своим небесным покровителям.
Значение подвига Сергия и Германа выходит далеко за пределы одной обители. Они заложили фундамент «Северной Фиваиды» — уникального явления русской святости, где суровая природа сочетается с высочайшим напряжением молитвенного духа.
Другие святые с именем Герман
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке