Житие
Жизненный путь преподобномученицы Марии (Лидии Александровны Леля́новой) являет собой уникальный пример мученичества, начавшегося задолго до физической расправы гонителей. Она родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье купца первой гильдии. Семья была глубоко религиозной и просвещенной. Однако в юности, готовясь к выпускным экзаменам в гимназии, Лидия перенесла тяжелое воспаление мозга. Следствием болезни стало поражение нервной системы, переросшее в болезнь Паркинсона. Год за годом подвижность оставляла ее: сначала отнялись ноги, затем руки, и в конце концов она оказалась полностью парализованной. Речь ее стала замедленной, но сохранила ясность мысли и глубину.
В 1913 году Лидия с матерью и сестрой переехала в Гатчину. Ее физические страдания были велики: малейшее прикосновение или перемена погоды вызывали острую боль. Но именно в этом беспомощном состоянии проявилась сила духа будущей святой. Она не замкнулась в себе, а стала открытой для чужой беды. Постепенно к ее одру потянулись люди разных сословий — от простых крестьян до интеллигенции и духовенства. Лидия обладала даром прозорливости и особой благодатью утешения. Ее комната, уставленная иконами, с постоянно горящими лампадами, воспринималась посетителями как келья старицы.
В 1922 году архимандрит Макарий (Воскресенский), будущий священномученик, по благословению митрополита Вениамина Петроградского постриг Лидию в мантию с наречением имени Мария. Это событие совпало с началом активных гонений на Церковь. Гатчина стала одним из центров духовного сопротивления, и матушка Мария играла в этом ключевую роль. Она окормляла «Иоанновский кружок», члены которого почитали праведного Иоанна Кронштадтского, занимались благотворительностью и религиозным просвещением.
В церковной смуте конца 1920-х годов, связанной с Декларацией митрополита Сергия (Страгородского), матушка Мария заняла позицию «непоминающих» (иосифля́н), считая недопустимым подчинение Церкви диктату атеистического государства. Это предопределило ее судьбу. 19 февраля 1932 года началась массовая операция ОГПУ, известная как «Дело церковников». В обвинительном заключении утверждалось, что монахиня Мария является вдохновительницей антисоветской агитации. При аресте чекисты проявили особую жестокость: двое сотрудников, игнорируя предупреждения сестры о том, что кости страдалицы могут не выдержать, сбросили ее с кровати и волоком потащили к выходу, а затем бросили в кузов грузовика.
В тюремной больнице Дома предварительного заключения (ДПЗ) на Шпалерной улице условия содержания были невыносимыми. Медицинские освидетельствования, сохранившиеся в архивно-следственных делах, сухо констатируют необратимые изменения в организме заключенной, но не фиксируют лечения. На допросах, которые проводились прямо у ее койки, матушка Мария держалась с достоинством, не называя имен своих посетителей и не признавая вины в контрреволюции. Она скончалась 17 апреля 1932 года от остановки сердца. Тело было выдано родственникам с условием тайного погребения. Ее похоронили на Смоленском кладбище в Ленинграде, недалеко от часовни Ксении Блаженной.
Почитание матушки Марии началось сразу после ее кончины и не прекращалось в советские годы. В 1981 году она была прославлена Русской Православной Церковью Заграницей. В 2006 году, после изучения архивных материалов и свидетельств о чудесах, Священный Синод Русской Православной Церкви причислил монахиню Марию к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище были обретены ее святые мощи, которые торжественно перенесли в Павловский собор Гатчины, где они покоятся и поныне, подавая утешение пребывающим в унынии и скорбях.
Другие святые с именем Мария
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке