Житие
Жизненный путь преподобномученицы А́вгусты (в миру Лидии Васильевны Защу́к) являет собой яркий пример того, как глубокая образованность и аристократическое воспитание могут послужить фундаментом для высочайшего духовного подвига и самоотречения. Она родилась 2 сентября 1871 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, Василий Капитонович Защук, действительный статский, а затем тайный советник, дал дочери блестящее светское образование. Лидия Васильевна в совершенстве владела шестью языками, писала статьи для газет и журналов, была известна в литературных кругах столицы. В 1912 году за свои труды она была удостоена серебряной медали на Владимирской ленте.
Однако светские успехи со временем потеряли для нее значение. Постепенно воцерковляясь, она сблизилась с духовными наставниками знаменитой Козельской Введенской О́птиной пустыни. В начале XX века она оставила столицу и переехала в Оптину, посвятив свои таланты служению Церкви. Она занималась переводами святоотеческой литературы, помогала в монастырской канцелярии и библиотеке.
После октябрьского переворота 1917 года для Русской Православной Церкви наступили времена тяжелых испытаний. В 1918 году Оптина пустынь была официально закрыта декретом новой власти. Чтобы спасти обитель от полного разорения, была создана «сельскохозяйственная артель», а затем, благодаря усилиям Лидии Васильевны, — музей «Оптина пустынь». Она стала его первым директором. Этот статус послужил своего рода щитом для монашеской братии. Под видом музейных работников последние оптинские старцы продолжали жить в скиту, совершать молитвы и принимать паломников. Лидия Васильевна с риском для жизни спасала церковные ценности, регистрируя их как экспонаты «народного достояния».
В эти страшные годы гонений она приняла тайный монашеский постриг, а позже была пострижена в великую схиму с именем Августа. Ее духовным отцом был последний настоятель Оптиной архимандрит Исаакий II (Бобраков). С 1924 года, когда власти окончательно выселили монахов, начался период скитаний и арестов. Впервые матушку арестовали в 1934 году по групповому делу «церковно-монархической организации». После трех лет ссылки она поселилась в городе Белеве Тульской области, где вокруг епископа Никиты (Прибыткова) собралась община изгнанных монашествующих и мирян.
В декабре 1937 года органы НКВД начали масштабную операцию по аресту духовенства в Тульской области. Схимонахиня Августа была арестована 16 декабря вместе с архимандритом Исаакием. Их перевезли в Таганскую тюрьму в Москве. Ей были предъявлены стандартные для того времени обвинения в контрреволюционной деятельности и участии в подпольной фашистской организации.
Сохранились протоколы допросов, свидетельствующие о ее несгибаемой воле. Несмотря на преклонный возраст (ей было 66 лет) и тяжелые условия содержания, она не поддалась давлению следователей. Она открыто исповедовала свои взгляды, заявив: «Убеждения мои монархические, и я не могу примириться с советской властью... Но никаких контрреволюционных действий я не совершала». Матушка отказалась назвать имена своих знакомых и единомышленников, тем самым спасая их от преследования.
30 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 8 января 1938 года на полигоне Бутово. Преподобномученица Августа была погребена в одной из братских могил вместе с тысячами других новомучеников. Ее имя включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 26 декабря 2001 года.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке