Память II Вселенского Собора (381)
Во дни благоверного царя Феодо́сия Великого Церковь Христова, едва оправившись от жестоких гонений арианских, столкнулась с новой духовной угрозой. Лжеучители, отвергнутые Никейским Собором, видоизменили свои заблуждения: если раньше они отрицали Божество Сына, то теперь их дерзость обратилась против Третьей Ипостаси Святой Троицы — Духа Святого. Ересиарх Македо́ний, занимавший некогда столичную кафедру, учил, будто Дух Святой не имеет Божеского достоинства, но является тварной силой, служебным духом, ниже Ангелов.
Для уврачевания этого церковного недуга в 381 году в Константинополь были созваны епископы со всего Востока. Председательство на Соборе первоначально принадлежало святителю Меле́тию Антиохийскому, мужу святой жизни, который, однако, вскоре после начала заседаний преставился ко Господу, что повергло отцов Собора в глубокую скорбь. После его кончины заседания возглавил святитель Григорий Богослов, занимавший тогда Константинопольскую кафедру.
Сто пятьдесят богомудрых архипастырей подвергли тщательному рассмотрению учения духоборов (пневматомахов), а также евномиан, савеллиан и аполлинаристов. Отвергнув все эти мудрования как чуждые Евангельской истине, отцы Собора догматически закрепили равенство и единосущие Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Это великое богословское деяние было запечатлено в дополнении Символа веры, составленного ранее в Никее. Были написаны 8-й, 9-й, 10-й, 11-й и 12-й члены Символа, исповедующие веру в Духа Святого, Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, одно Крещение и чаяние всеобщего воскресения.
Кроме догматических вопросов, Собор принял семь церковных правил (канонов). Важнейшим из них стало 3-е правило, гласившее, что епископ Константинополя имеет преимущество чести после Римского епископа, «потому что город этот есть новый Рим». Это решение возвысило Константинопольскую кафедру, поставив ее выше древних Александрийской и Антиохийской кафедр, что отражало новое политическое значение столицы Империи. Собор завершился избранием на столичную кафедру благочестивого Некта́рия, преемника Григория Богослова, и торжественным утверждением Православия как истинной веры Вселенской Церкви.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке