Житие мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих
История христианской Церкви знает периоды, когда гонителями веры выступали не язычники, а христианские императоры, впавшие в ересь. Одним из самых кровавых этапов стало правление императора Константина V Копрони́ма (741–775 гг.), фанатичного приверженца иконоборчества. Этот правитель не просто запрещал иконы, но и вел систематическую войну против монашества, называя иноков идолопоклонниками и врагами империи.
В Синакса́рях и Мине́ях под 28 ноября (по старому стилю) наряду с известным преподобномучеником Стефаном Новым упоминается группа мучеников: Стефан, Василий, Григорий, другой Григорий, Иоанн и иные многие. Сведений об их жизни до начала гонений сохранилось немного, однако известно, что все они были монахами, подвизавшимися в константинопольских или окрестных обителях. Жизнь их проходила в молитве и трудах до тех пор, пока император не начал требовать от духовенства письменного согласия с иконоборческими догматами.
Вызванные на судилище, святые отцы проявили исключительное мужество. Императорские богословы пытались убедить их цитатами из Писания, ложно истолкованными в духе иконоборчества, однако святые опровергли эти доводы, опираясь на церковное Предание. Когда словесные убеждения не помогли, мучители перешли к пыткам. Святых влачили по улицам города, подвергали публичному позору и избиениям воловьими жилами.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в списке мучеников упоминаются два Григория. Вероятно, это были духовные наставники или настоятели разных обителей, объединенные общей участью. Святой Иоанн и другие, чьи имена остались сокрытыми для истории («и иные многие»), разделили чашу страданий со своими братьями. В конечном итоге, не добившись отречения, власть приговорила их к смерти. Приговор был приведен в исполнение с показательной жестокостью: одни были обезглавлены, другие погибли от ран в темничном заключении.
Подвиг этих мучеников имел колоссальное значение для сохранения православия. Их кровь стала тем семенем, которое впоследствии дало плоды в виде Седьмого Вселенского Собора, утвердившего иконопочитание. Церковь прославила их в лике святых, сохранив их имена в богослужебных книгах как пример верности истине перед лицом государственной тирании.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке