Житие мчч. Персидских в Мартирополе
События, положившие начало почитанию святых Персидских мучеников в Мартирополе, относятся к трагическому периоду истории Римской империи и Церкви Христовой – 363 году по Рождестве Христовом. В это время Римской империей правил император Иовиан, а Персидской державой – царь Шапур II, известный своей жестокостью и продолжительными гонениями на христиан.
Непосредственной причиной страданий стала война между двумя империями. Предшественник Иовиана, император Юлиан Отступник, предпринял амбициозный, но безрассудный поход вглубь Персии. Будучи ревностным язычником и отступником от христианской веры, Юлиан отвергал помощь Божию и открыто преследовал Церковь. Его поход завершился катастрофой: римская армия была отрезана, а сам Юлиан погиб в сражении при Маранге.
Армия, оставшись без предводителя, избрала на царство Иовиана, благочестивого христианина, служившего начальником придворной стражи. Иовиан оказался в безвыходном положении: войско было истощено, окружено врагами и лишено продовольствия. Чтобы спасти остатки армии, он был вынужден пойти на переговоры с царем Шапуром. 22 августа 363 года был заключен «постыдный мир» (foedus ignominiosum), по условиям которого Рим уступал Персии пять провинций в Месопотамии и Армении, а также пятнадцать крепостей, включая неприступную Низиби́ю (Нисибис), бывшую оплотом римского владычества на Востоке.
Шапур II, исповедовавший зороастризм (огнепоклонничество), давно вел политику искоренения христианства в своих владениях. Он видел в христианах нелояльных подданных, симпатизирующих единоверной Римской империи. Получив во владение новые земли, он немедленно издал указ о насильственном переселении (депортации) всех христиан из уступленных городов и областей вглубь Персидской державы. Этим он преследовал две цели: во-первых, лишить пограничные регионы населения, которое могло бы сочувствовать римлянам, и, во-вторых, поставить христиан перед выбором – отречение от веры или смерть.
Огромное число верующих – по некоторым сведениям, приводимым в Синаксарях, до девяти тысяч человек – было сорвано с родных мест. Это были люди всех сословий и возрастов: епископы, пресвитеры, диаконы, многочисленные монашествующие, девы, посвященные Богу, а также миряне – мужчины, женщины и дети.
Источники сохранили имена некоторых предводителей этого скорбного шествия. Среди них был святой Илиодо́р, епископ города Визавды (Везавды). Вместе с ним в плен было уведено множество его паствы. Также упоминаются святые епископы Давса́ и Марий. Христиан гнали пешим строем, подобно стаду, не давая ни отдыха, ни достаточного пропитания. На всем пути следования персидские воины и маги (зороастрийские жрецы) принуждали их исполнить языческие обряды – поклониться солнцу и огню. Они требовали, чтобы христиане отреклись от «Бога римлян» и приняли веру персидского царя.
Однако исповедники Христовы, укрепляемые благодатью Божией, являли чудеса терпения и мужества. Они единодушно отвечали гонителям, что не поклонятся тварной стихии, но чтут Единого Истинного Бога, Творца неба и земли, и Господа Иисуса Христа. За эту твердость их подвергали жестоким истязаниям. Святитель Димитрий Ростовский сообщает, что святого Илиодора и многих его клириков усекли мечом. Вместе с ним мученический венец приняли 275 воинов-христиан, также отказавшихся изменить своей вере.
Прочих мучеников истязали кнутами из воловьих жил, заключали в темницы, где морили голодом и жаждой, и подвергали другим изощренным пыткам. Но ничто не могло сломить их дух. Оставшиеся в живых после долгих истязаний также были казнены. Их честные тела были оставлены на съедение зверям и птицам, без христианского погребения.
Спустя несколько десятилетий, в правление персидского царя Йездигерда I (который поначалу был терпим к христианам), епископ Месопотамии святой Мару́фа (Маруф) получил возможность совершить великое дело. Будучи искусным врачом и дипломатом, он снискал расположение персидского двора. Святитель Маруфа испросил у царя дозволение собрать останки святых мучеников, пострадавших в Персии за все годы гонений Шапура II. С величайшим благоговением он собирал эти святыни.
Вернувшись в свой город в римской Софене (Армения), святой Маруфа основал там великолепный храм и положил в нем собранные мощи. В честь этого события и в память о великом сонме страдальцев, город получил новое имя – Мартиро́поль, что с греческого переводится как «Город мучеников» (ныне Сильван, Турция). Так, место, где пострадали эти святые (или куда были принесены их мощи), стало центром их почитания и свидетельством победы веры Христовой над языческой жестокостью.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке