Мученики Персидские в Мартирополе
Подвиг святых Персидских мучеников относится к 363 году, времени правления римского императора Иовиа́на и персидского царя Шапура II. Этим событиям предшествовал поход императора Юлиана Отступника против персов. Юлиан, желая восстановить язычество, не пользовался помощью Божией, и поход его закончился бесславной гибелью.
Новый император, Иовиан, был христианином, но оказался в отчаянном положении, окруженный персидскими войсками. Он был вынужден заключить с Шапуром II унизительный мирный договор, по которому уступал Персии пять восточных провинций Римской империи и стратегически важную крепость Низиби́ю (Нисибис).
Царь Шапур II, давний гонитель христиан, приказал всем христианам из уступленных городов и областей немедленно переселиться вглубь Персии. Он подозревал их в сочувствии к Римской империи, но главной его целью было искоренение христианства. Огромное множество людей – по некоторым сведениям, до девяти тысяч человек, включая епископов, клириков, монахов, монахинь и мирян – было насильно изгнано со своих родных мест.
Среди изгнанников были епископ города Визавды Илиодо́р, епископ Давса и епископ Марий. Их вместе с другими верующими гнали, как скот, подвергая издевательствам. Персидские воины и маги (зороастрийские жрецы) требовали от них отречься от Христа и поклониться персидским божествам – солнцу и огню.
Христиане единодушно отвечали отказом. За эту верность Господу их подвергли жесточайшим истязаниям. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что их били кнутами, морили голодом и жаждой, держали в тесных темницах. Святой Илиодор был усечен мечом. Вместе с ним пострадали 275 воинов-христиан, отказавшихся изменить присяге Небесному Царю. Епископ Давса и Марий, а также множество других верующих, после долгих мучений также приняли мученические венцы.
Их святые мощи были брошены без погребения. Спустя время, на рубеже IV и V веков, епископ Месопотамский Мару́фа, ревностный почитатель мучеников, начал собирать сведения о персидских страдальцах и их святые останки. Он испросил у персидского царя (уже при ином правителе) разрешения и с великой честью перенес мощи мучеников в свой город, который был переименован в Мартиро́поль – «Город мучеников». Здесь для них были воздвигнуты храмы, и установлено церковное празднование в память об их великом подвиге.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке