Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мчч. Стефана и Петра Казанских

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святых мучеников Стефана и Петра Казанских
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие святого мученика Стефана Казанского неразрывно связано с историческими событиями середины XVI века — присоединением Казанского ханства к Московскому царству и началом апостольской проповеди христианства в Поволжье. Святой Стефан происходил из местных жителей, татар, и был воспитан в исламе. Сведений о его мирском имени и точном социальном статусе не сохранилось, однако известно, что он претерпевал тяжкое физическое испытание: более двадцати лет его ноги были парализованы («расслаблены»), что делало его беспомощным калекой.

В 1552 году, после падения Казани, в городе началась активная миссионерская деятельность. Видя благочестие православных людей и слыша проповедь Евангелия, будущий мученик всем сердцем обратился ко Христу. Он принял Святое Крещение от одного из русских священников, прибывших с войском. Таинство Крещения стало для Стефа́на источником сугубого исцеления: очистилась его душа, и чудесным образом укрепилось тело — многолетняя болезнь ног бесследно исчезла.

Мученический подвиг

Исцеленный и вдохновленный новообращенный не стал скрывать своей веры. Он открыто исповедовал Христа перед соплеменниками, призывая их познать Истину. Это вызвало яростную ненависть среди фанатично настроенных мусульман, рассматривавших принятие Православия как предательство веры отцов. Воспользовавшись отъездом русских военных отрядов, бывшие единоверцы напали на святого.

Мученическая кончина святого Стефана была ужасна. Истязатели, желая причинить ему те же страдания, от которых он был исцелен Богом, мечами отсекли ему ноги. Затем они раздробили ему челюсти и рассекли тело на множество частей. Останки святого были с глумлением разбросаны, чтобы лишить его христианского погребения. Однако христиане, узнав о случившемся, с благоговением собрали разрозненные части тела мученика и погребли их на кладбище Зила́нтова Успенского монастыря, расположенного на Зилантовой горе близ Казани.

Церковное прославление и память

Первое время почитание мученика Стефана было местным. Важнейшим этапом в канонизации святого стала деятельность митрополита Казанского Гермоге́на (впоследствии — священномученика, Патриарха Московского и всея Руси). В 1592 году святитель Гермоген направил послание Патриарху Иову, в котором сообщал, что в Казани нет установленного дня памяти для пострадавших за веру местных мучеников, хотя панихиды по ним служатся, а у их гробниц происходят исцеления. В ответ на это Патриарх Иов благословил установить празднование в честь казанских страстотерпцев.

В 1595 году, при перестройке монастырского собора в Зилантовом монастыре, были обретены мощи мучеников. Ныне память святого мученика Стефана совершается 24 марта (6 апреля по новому стилю), а также в день Собора Казанских святых (4 октября). Подвиг мученика Стефана, наряду с подвигами мучеников Петра и Иоа́нна Казанских, свидетельствует о вселенском характере Православия, объединяющем людей разных кровей в едином Теле Христовом.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист