Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мч. Прокопия чтеца

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого мученика Прокопия
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память святого мученика Прокопия Палестинского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие святого мученика Проко́пия, чтеца Кесарийского, дошло до нас благодаря свидетельству современника и очевидца тех событий — церковного историка Евсе́вия Памфила. Этот святой прославился как первый христианин, пострадавший за веру в Палестине во время жестокого гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом. Память его Церковь совершает 22 ноября (по юлианскому календарю), хотя историческая дата его мученической кончины — 7 июня 303 года.

Духовный облик и служение

Родиной святого был Иерусалим (тогда именовавшийся Элия Капитолина), однако духовное возрастание и служение его прошли в Скифополе. Здесь Прокопий исполнял три важнейших церковных служения. Во-первых, он был чтецом, оглашавшим Священное Писание во время собраний верующих. Во-вторых, он нес послушание переводчика, истолковывая греческие тексты на сирийский язык, что было важно для просвещения местного населения. В-третьих, он обладал харизматическим даром изгнания злых духов, исцеляя одержимых силой Христовой.

Евсевий Кесарийский особо отмечает аскетический подвиг мученика. Вся жизнь Прокопия была непрестанным богослужением. Он смирял плоть постом: основой его рациона были хлеб и вода, которые он позволял себе вкушать крайне редко — иногда раз в два-три дня, а часто и раз в неделю. Оставшись в миру, он жил подобно пустыннику, украшая душу кротостью, молчаливостью и глубоким смирением, черпая силы в постоянном поучении в Законе Господнем.

Арест и исповедание

С изданием первого эдикта Диоклетиа́на против христиан, предписывавшего разрушение храмов и сожжение священных книг, начались повсеместные аресты клириков. Прокопий был схвачен в Скифополе и без промедления под конвоем доставлен в Кесарию Палестинскую — резиденцию римского наместника.

Его ввели в преторий к правителю Флавиану. Сразу же, без предварительного заключения, начался допрос. Флавиан потребовал от узника принести жертву богам. Прокопий ответил громким голосом, полным достоинства, что должно служить не многим богам, но Единому Творцу и Зиждителю всех. Этот ответ обезоружил судью в богословском споре, и он перевел обвинение в политическую плоскость.

«Не благо многовластие»

Правитель повелел Прокопию совершить жертвоприношение (возлияние вина и ладана) гению четырех императоров-тетрархов, управлявших тогда Римской империей. Мученик, не смутившись, привел знаменитые строки из Гомера: «Не благо многовластие; да будет един владыка, един царь».

Для римского уха IV века эти слова звучали двояко. С одной стороны, это было исповедание монотеизма: над миром есть только один Царь — Христос. С другой стороны, в условиях тетрархии (правления четырех), это звучало как государственный мятеж и непризнание легитимности текущей власти. Флавиан, видя непреклонность чтеца и дерзость его речей, не стал подвергать его долгим мучениям или заключению.

Мученическая кончина

Приговор был вынесен немедленно: смертная казнь через усечение мечом. Святой Прокопий принял его со спокойствием. Его казнили за городом. Так он стал первомучеником Кесарийским, открыв собой великий сонм палестинских святых, засвидетельствовавших верность Спасителю. Его короткий, но яркий подвиг стал примером того, как слово Истины, сказанное с верой, побеждает страх смерти и временную власть тиранов.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист