Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие святого мученика Иоанна Виленского неразрывно связано с историей утверждения Православия в Великом княжестве Литовском в XIV веке. Иоанн (до крещения носивший имя Нежи́ло) и его родной брат Антоний (Кумец) были знатными литовцами и занимали высокое положение при дворе великого князя Ольге́рда. В этот исторический период Литва находилась на распутье между язычеством, католичеством и православием. Князь Ольгерд был вынужден балансировать между этими силами, однако под давлением языческой партии, возглавляемой жрецами, периодически попускал гонения на христиан.

Иоанн и Антоний были крещены тайно пресвитером Нестором. Их обращение стало следствием духовного поиска и благочестивого влияния супруги князя, витебской княжны Марии Ярославны. Внешним знаком их принадлежности к Церкви стал отказ от обычая сбривать бороду и волосы, а также строгое соблюдение постов. Это вызвало негодование жрецов, потребовавших наказать отступников от «отеческой веры». Ольгерд, опасаясь возмущения знати, приказал заключить братьев в темницу.

Годичное заточение не сломило духа исповедников. Напротив, темница стала местом проповеди: множество литовцев приходило к стенам тюрьмы, чтобы услышать наставления святых братьев. Видя это, жрецы настояли на казни. Первым, 14 апреля 1347 года, был повешен святой Антоний. После смерти брата Иоанн остался один. Мучители надеялись сломить его волю, убеждая, что он может сохранить жизнь, лишь притворно исполнив волю князя.

Поддавшись минутной слабости, Иоанн на короткое время перестал явно демонстрировать свою веру и был отпущен. Однако совесть не давала ему покоя. Видя, что его молчание воспринимается как победа язычества и соблазн для новообращенных, он решился на подвиг открытого исповедничества. В один из дней, когда князь был окружен вельможами, Иоанн громогласно объявил себя христианином и обличил суеверия. Разъяренные придворные начали избивать его палками и камнями.

24 апреля 1347 года полуживого мученика отвели на окраину города, в дубовую рощу (урочище Кругле́ц), и повесили на том же дубе, где ранее пострадал его брат. Смерть мучеников Иоанна, Антония и пострадавшего позже Евстафия имела великое значение: она ускорила распространение христианства в крае. Дуб, на котором вешали святых, христиане почитали как святыню. Когда дерево засохло, его спилили, и из древесины был сотворен престол для храма Пресвятой Троицы.

В 1374 году, через 27 лет после кончины, Константинопольский Патриарх Филофей Коккин канонизировал Виленских мучеников. Их нетленные мощи, прославившиеся чудесами исцелений, столетиями почивали в Виленском Свято-Духовом монастыре. В годы Первой мировой войны святыню эвакуировали в Москву, но в 1946 году, по ходатайству Патриарха Алексия I, мощи торжественно вернулись в Вильнюс, где пребывают и поныне.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист