Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мч. Албана Британского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого мученика Альбана
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святой Алба́н, первомученик Британский, является одной из ключевых фигур в истории христианства на Британских островах. Его подвиг датируется периодом Великого гонения, чаще всего концом III или началом IV века (традиционно ок. 304–305 гг.), во времена правления императора Диоклетиа́на и его соправителя Максимиана. Основным и наиболее достоверным источником сведений о его жизни и мученичестве является «Церковная история народа англов», написанная преподобным Бедой Достопочтенным в VIII веке.

Святой Албан был жителем значимого римского города Верула́мий (Verulamium) в провинции Британия. Он был знатным гражданином, возможно, воином римской армии, и на момент начала описываемых событий исповедовал язычество. В то время, когда по всей Римской империи были разосланы эдикты, предписывающие христианам отречься от своей веры под угрозой смерти, в Британии также начались преследования. Спасаясь от воинов, в дом Албана пришел христианский клирик (позднейшая, менее достоверная традиция дает ему имя Амфиба́л). Албан, движимый состраданием, укрыл его.

Проводя время с этим благочестивым человеком, Албан был поражен его образом жизни. Священник дни и ночи проводил в молитве, посте и бдении. Албан стал расспрашивать его о вере, и священник начал наставлять его в основах христианского учения. Как пишет Беда Достопочтенный, «видя его непрестанно занятым молитвою и бдением, Албан внезапно был тронут благодатью Божией и стал подражать вере и благочестию своего гостя». Вскоре Албан отрекся от идолослужения и всем сердцем принял Христа, готовясь принять Святое Крещение.

Однако слухи о том, что в доме Албана скрывается христианин, дошли до местного римского правителя («судьи»). Был отдан приказ воинам обыскать дом. Когда солдаты прибыли, Албан, желая спасти своего учителя веры, совершил решительный поступок. Он облачился в длинный плащ священника (лат. caracalla, или, по другой версии, pallium; греческое слово «amphibalus» также означает плащ, что, по мнению историков, и послужило основанием для возникновения имени «Амфибал») и вышел к воинам вместо него. Его схватили и, связанного, повели на суд.

Судья в это время приносил жертвы языческим богам на алтаре. Увидев Албана, он пришел в ярость, осознав обман. Он приказал Албану немедленно принести жертвы идолам в наказание за укрывательство «богохульника». Святой Албан твердо отказался. Когда судья грозно спросил его, из какой он семьи, Албан ответил: «Какое тебе дело до моего рода? Если ты хочешь знать мою веру, то я – христианин и исполняю христианские обязанности». Судья потребовал назвать имя. «От родителей я назван Албаном, – ответил святой, – и я поклоняюсь и молюсь единому, истинному и живому Богу, Который сотворил всё».

Разгневанный правитель приказал немедленно бичевать Албана, полагая, что пыткой заставит его отречься. Однако мученик переносил истязания с мужеством и, как отмечает Беда, даже с радостью. Видя, что ни пытки, ни угрозы не могут сломить его веру, судья вынес смертный приговор – усекновение мечом.

Казнь должна была состояться за пределами города, на холме, расположенном за рекой. Огромная толпа горожан, язычников и христиан, привлеченных слухом о стойкости мученика, устремилась к месту казни. Когда процессия достигла реки (вероятно, реки Вер), единственный мост был так забит людьми, что пройти было невозможно. Святой Албан, горевший желанием скорее принять мученический венец, приблизился к берегу и, возведя очи к небу, помолился. В тот же миг, по свидетельству Беды, воды реки расступились, обнажив сухое дно, подобно тому, как это было при переходе израильтян через Иордан.

Палач, которому было поручено исполнить приговор (по некоторым преданиям, его звали Гера́клий), был так потрясен этим чудом, что бросил свой меч и припал к ногам Албана, исповедуя себя христианином и отказываясь казнить святого. Его немедленно схватили. Возникло замешательство, так как не было исполнителя приговора. Процессия поднялась на холм, который Беда описывает как «прекрасное, поросшее дикими цветами место».

На вершине холма святой Албан почувствовал жажду и попросил воды. Он вновь обратился с молитвой к Богу, и в тот же час у его ног из сухой земли забил источник чистой воды. Это второе чудо еще больше укрепило дух верующих. Первый палач, отказавшийся казнить святого, был обезглавлен вместе с ним, приняв таким образом «крещение кровью».

Казнь совершил другой воин, вызвавшийся из стражи. Однако и его не миновало возмездие: как только он нанес удар и голова святого Албана покатилась на землю, глаза самого палача выпали из орбит и упали рядом. Увидев эти чудеса, правитель, по преданию, был настолько поражен, что приказал прекратить гонения в городе, прославляя Бога. Священник Амфибал, которого спас Албан, был позже также схвачен и принял мученическую кончину.

На месте мученичества святого Албана вскоре была построена церковь, а позднее – великий монастырь (ныне Кафедральный собор Сент-Олбанс), ставший центром паломничества и духовной жизни Англии на протяжении веков.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист