Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Дни памяти
Авторские жития
Память святого благоверного Великого князя Ростислава-Михаила
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизненный путь святого благоверного великого князя Ростислава (в Крещении Михаила) Мстиславича приходится на один из самых драматичных периодов русской истории — эпоху удельной раздробленности. Родился он около 1108 года и был сыном святого князя Мстислава Великого и шведской принцессы Христины. Воспитанный в страхе Божием, он с ранних лет сочетал в себе таланты государственного деятеля и глубокую личную религиозность.

Смоленский период и церковное строительство

В 1125 году Ростислав получил в удел Смоленское княжество. До него эта земля была зависимым придатком других княжеств, но за время его долгого правления (более 40 лет) Смоленск превратился в один из мощнейших политических и культурных центров Руси. Князь активно строил города (Ростиславль, Мстиславль и др.) и укреплял границы. Однако главным его детищем стало церковное устроение. До 1136 года Смоленск церковно подчинялся Переяславлю-Южному. Князь Ростислав, понимая важность духовной автономии, добился учреждения отдельной Смоленской епархии. Его «Уставная грамота» епископу Мануилу стала важнейшим юридическим памятником той эпохи, закрепившим экономическую базу новой кафедры. При нем был заложен знаменитый Успенский собор в Смоленске и построен каменный храм Петра и Павла.

Великое княжение и миротворчество

Судьба неоднократно призывала Ростислава на Киевский великокняжеский престол (в 1154, 1159–1167 годах). В условиях жестокой борьбы между Мономашичами и Ольговичами, Ростислав выступал как фигура компромисса. Он не искал власти ради власти, часто уступая престол старшим родичам (например, дяде Вячеславу Владимировичу) ради мира в государстве. Летописцы отмечают, что «все черные клобуки и вся Русская земля» любили Ростислава. Его политическим кредо было соблюдение крестного целования и предотвращение кровопролития.

Духовная жизнь и кончина

Несмотря на мирскую славу, душа князя тосковала по «горнему миру». Он был тесно связан с подвижниками Киево-Печерской обители. Каждую субботу и воскресенье Великого поста князь приглашал к себе игумена и двенадцать иноков для духовных бесед и трапезы, сам же прислуживал им. Известно его желание принять монашескую схи́му в монастыре преподобных Антония и Феодосия. Однако настоятель обители Полие́вкт удерживал его, напоминая, что Бог поставил его князем для служения людям: «Если пострижешься, князь, то будет беда и смятение в Русской земле».

В 1167 году, после успешного похода и закрепления мира в Новгороде, князь заболел в дороге. Когда его состояние ухудшилось, он сказал своему духовнику, священнику Симеону: «Отвечайте вы пред Богом, что не дали мне постричься...». С молитвой на устах и слезами покаяния святой князь преставился 14 марта в селе Зарубе, недалеко от Смоленска. Его честные останки были перевезены в Киев и погребено в Феодоровском монастыре, рядом с гробницей его отца. Бог прославил Своего угодника нетлением мощей, о чем свидетельствовали паломники в XVII веке, хотя позднее, в водовороте исторических бедствий, следы их были утрачены.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист