Житие Петра, царя Болгарского
Святой благоверный царь Петр Болгарский (927–969) занимает уникальное место в истории православных балканских народов. Он наследовал трон своего отца, великого завоевателя Симео́на, однако избрал путь миротворца и храмоздателя. Сразу после восшествия на престол Петр начал переговоры с империей ромеев. Результатом стал беспрецедентный договор 927 года, скрепленный браком болгарского царя с Марией, внучкой императора Романа I Лакапи́на, которая в честь этого события приняла имя Ирина (что значит «мир»). Византия обязалась выплачивать ежегодную дань, но главным достижением стало каноническое признание независимости Болгарской Православной Церкви и возведение её в ранг Патриархата. Столицей царства и духовным центром оставался Великий Пресла́в, поражавший современников великолепием храмов.
Личность царя Петра отличалась глубоким благочестием. Византийские хронисты, обычно скупые на похвалу «варварам», отмечали его кротость и смирение. Царь вел аскетический образ жизни, несмотря на пышность двора. Важнейшим духовным событием его жизни стало общение с преподобным Иоанном Ры́льским. Житие повествует, что царь проделал долгий путь к Рыльской пустыни, желая видеть святого, но Иоанн, избегая мирской славы, согласился лишь на то, чтобы они поклонились друг другу издали, увидев лишь дым от костров друг друга. В письмах преподобный наставлял царя: «Если хочешь спастись, будь кроток, как Давид, и мудр, как Соломон».
Правление Петра стало временем суровых испытаний веры. В Болгарии широко распространилась дуалистическая ересь попа Богоми́ла. Царь проявил себя как ревностный защитник Православия: он вел активную переписку с патриархом Константинопольским Феофилактом, уточняя методы борьбы с ересью, и инициировал соборное осуждение лжеучений, что зафиксировано в исторических документах той эпохи.
Закат правления святого Петра был драматичен. Нарушив мир, византийский император Никифор II Фока призвал на помощь против болгар киевского князя Святослава Игоревича. Русы захватили ключевые города по Дунаю. Не имея сил противостоять двум мощным противникам и будучи сломлен болезнью, благоверный царь добровольно снял с себя знаки царского достоинства. Он удалился в монастырь (по некоторым данным, в обитель святого Георгия в Софии), где принял схиму. Скончался святой 30 января 969 или 970 года. Вскоре после смерти его гробница стала источником исцелений, а Болгарская Церковь причислила его к лику святых как благоверного царя-инока.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке