Житие Владимиро-Волынского
Авторские жития святой
Житие святого благоверного князя Ярополка (в святом Крещении Петра) Изяславича являет собой образ истинного христианина, сохранившего верность Богу и сыновний долг среди жестокости политических распрей XI века. Он был старшим сыном великого князя Киевского Изяслава Ярославича и польской княжны Гертруды (в православии Елисаветы), сестры короля Казимира I. С юных лет Ярополк стал участником драматических событий борьбы за киевский престол, разделяя со своим отцом горечь изгнания.
Годы странствий и дипломатическая миссия
Первое изгнание постигло семью в 1068 году после восстания киевлян. Но особенно тяжким стало второе изгнание в 1073 году, когда братья Изяслава — Святослав и Всеволод — вступили в сговор против законного правителя. Семья бежала в Европу. В этих скитаниях Ярополк проявил себя не только как преданный сын, но и как искусный дипломат. По поручению отца он посетил двор германского короля Генриха IV в Майнце, а затем, не получив там военной помощи, отправился в Рим к папе Григорию VII. Эта поездка была актом политического отчаяния, однако она показала широту кругозора князя. Важно отметить, что в знаменитом «Кодексе Гертруды» (Три́рской Псалтири) сохранились молитвы, записанные матерью князя, и великолепные миниатюры, изображающие Ярополка и его супругу Ирину (Кунигу́нду) припадающими к стопам Спасителя и святого апостола Петра. Эти изображения свидетельствуют о глубокой личной набожности княжеской четы.
Княжение и храмостроительство
После возвращения в Киев в 1076 году и трагической гибели отца в битве на Нежатиной Ниве (1078 год), Ярополк получил в удел Владимир-Волынский и Туров, а позже и Вышгород. Как правитель, он отличался редкой для того времени добродетелью — десятину от всех своих имений он отдавал на нужды Святой Церкви и помощь бедным. В Киеве он заложил каменный храм в честь своего небесного покровителя — святого апостола Петра, при Дмитриевском монастыре, желая устроить там семейную усыпальницу.
Особым испытанием для князя стала война с князьями-изгоями Ростиславичами, захватившими его владения. Несмотря на военное превосходство, Ярополк стремился к миру, но был вынужден защищать свои земли силой оружия. В этих походах он никогда не проявлял жестокости к побежденным, памятуя заповедь о любви к ближним.
Мученическая кончина и прославление
В ноябре 1086 года, выступив в поход к Звенигороду Галицкому, князь остановился на ночлег. Один из его дружинников, предатель по имени Нераде́ц, подкупленный Ростиславичами, воспользовался сном стражи и самого князя. Он прокрался к повозке и нанес спящему Ярополку смертельный удар саблей, после чего бежал в Перемышль к заказчикам убийства. Так благоверный князь принял мученический венец, став невинной жертвой политического коварства, подобно святым Борису и Глебу.
Тело князя было перенесено в Киев. Летопись сохранила описание всеобщего плача при встрече траурной процессии 5 декабря 1086 года. Его погребли в еще недостроенной церкви святого Петра. Впоследствии, в начале XII века, этот храм был завершен, и мощи святого князя были перенесены туда торжественно, что стало актом его церковного прославления. «Повесть временных лет» дает князю высокую духовную характеристику: «Был же Ярополк кроток, смирен, братолюбив и нищелюбив, десятину давал святой Богородице от всего своего достояния... Господь Бог исполнил молитву его и желание его, и принял он благая та, что уготовал Бог любящим Его».
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке