Житие блгв. кн. Романа Рязанского
Житие святого благоверного князя Романа Олеговича, Рязанского страстотерпца, — это одна из самых трагических и одновременно величественных страниц в истории Русской Церкви периода монгольского ига. Святой Роман происходил из славного рода Ольго́вичей. Его предки правили Черниговом и Рязанью, и многие из них положили свои головы за Русскую землю. В 1237 году Рязань первой приняла удар полчищ Батыя. Город был стерт с лица земли, а княжеская семья почти полностью истреблена. Отец святого Романа, Олег Ингваревич, прозванный Красным за свою красоту, был ранен и пленен, проведя в неволе долгие 14 лет. Вернувшись в 1252 году, он застал родную землю в пепелище. После кончины отца в 1258 году бремя правления принял на себя святой Роман.
Княжение его проходило в эпоху, когда любой русский князь был лишь тенью властителя в своей собственной земле, будучи полностью зависимым от воли ордынских ханов. Князь Роман со смирением нес этот крест. Он не мог собрать войско для открытого сопротивления, но вел иную, духовную брань. Он восстанавливал разоренные храмы, утешал обездоленных, судил справедливо и милостиво, чем заслужил глубокую любовь народа. Смирение князя и его отказ участвовать в интригах раздражали татарских баскаков, которые привыкли наживаться на раздорах русских князей.
В 1270 году доносчики сообщили хану Менгу́-Тиму́ру, что Рязанский князь гордится своей верой и поносит веру татарскую. Это было страшное обвинение. Согласно Ясе Чингисхана, хула на веру каралась смертью. Вызванный в Орду, святой Роман понимал неизбежность конца. Перед отъездом он раздал милостыню, отдал последние распоряжения по управлению княжеством и, приняв Святые Тайны, отправился в стан врага. На допросе хан поставил условие: жизнь в обмен на принятие язычества. Святой ответил твердым отказом, заявив, что готов подчиняться хану телом, как властителю, попущенному Богом за грехи, но душой он принадлежит только Христу.
Мученический подвиг
Казнь святого Романа отличалась особой, изощренной жестокостью, призванной устрашить всех русских данников. Его предали медленной смерти. Сначала мучители, желая заставить его замолчать, урезали ему язык. Согласно житию, даже лишившись дара речи, святой своим видом продолжал исповедовать Истину. Затем ему выкололи глаза, отрезали губы и уши. После этого палачи начали методично отсекать части его тела: сначала пальцы рук и ног, затем кисти и стопы. Оставшийся обрубок тела продолжал дышать. В финале казни с живого еще мученика содрали кожу с головы.
Святой благоверный князь предал свой дух Господу 19 июля (по старому стилю) 1270 года. Летописцы и агиографы сравнивают страдания князя Романа со страданиями великомученика Иакова Персянина, который также был раздроблен на части. Подвиг Рязанского князя стал символом духовного сопротивления: тело можно уничтожить, но веру и дух — нельзя. Церковное почитание князя началось практически сразу после его гибели. В Рязани его имя было окружено благоговением, а рассказы о его мужестве передавались из уст в уста, поддерживая народ в годы тяжкого ига.
К сожалению, мощи святого мученика остались сокрытыми — вероятно, они были тайно погребены верными слугами или уничтожены мучителями, чтобы не допустить поклонения. Тем не менее, образ святого Романа Рязанского навеки запечатлен в иконографии и литургической жизни Церкви как образ идеального христианского правителя, готового пожертвовать всем ради Истины.
Другие святые с именем Роман
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке