Житие
- 27 февраля - Перенесение мощей
- 3 октября
Авторские жития святого
Святой благоверный князь Михаи́л Всеволодович, из рода Рюриковичей (Ольговичей), был сыном князя Всеволода Чермного. Он княжил в Переяславле, Новгороде, Чернигове и был последним Великим князем Киевским домонгольского периода. Князь Михаил отличался глубокой верой, благочестием и стремлением к справедливости, хотя его правление пришлось на эпоху междоусобных войн и начало страшного татаро-монгольского нашествия.
После того как в 1237-1240 годах полчища хана Баты́я разорили Русскую землю, князь Михаил, спасая семью, был вынужден бежать в Венгрию, а затем в Польшу. Вернувшись на пепелище, он поселился в родном, почти полностью уничтоженном Чернигове. В это время на Руси установилась система властвования Орды́, требовавшая от всех князей получения ханского «ярлыка» на княжение. Неповиновение каралось смертью или новым набегом.
В 1246 году князь Михаил Всеволодович получил вызов в Сарай-Бату, столицу Золотой Орды. Понимая неизбежность поездки, но предчувствуя мученический венец, князь приготовился к ней по-христиански. Он исповедался, причастился Святых Таин и получил наставление от своего духовника, епископа Иоанна, быть твердым в вере, даже если это потребует жертвы жизнью. Вместе с князем в Орду отправился его верный боярин (дружинник) Фео́дор.
По прибытии в ханскую ставку, князю Михаилу и боярину Феодору было объявлено, что прежде чем предстать перед Батыем, они должны исполнить языческий ритуал: пройти между кострами (что считалось очищением у монголов) и поклониться идолам – «солнцу, луне, огню и кусту». Это требование было не просто данью уважения, но актом религиозного отречения, признания верховенства языческих божеств.
Святой Михаил твердо ответил жрецам: «Я христианин и не поклоняюсь твари. Я готов поклониться вашему царю, ибо Бог на небесах вручил ему царство земное, но Христу, Творцу неба и земли, не перестану поклоняться». Батый, извещенный об отказе, пришел в ярость. Ему донесли, что князь хулит ханских богов. Татарские вельможи и даже собственный внук Батыя пытались уговорить Михаила исполнить волю хана, обещая ему милость и княжение. Но святой отвечал, что не боится смерти и готов пострадать за Христа, чтобы не погубить свою душу.
Видя непреклонность князя, Батый приказал казнить его. Мучители схватили святого Михаила, растянули его на земле и стали жестоко избивать ногами в грудь и живот, пока земля не обагрилась кровью. Один из бывших христиан, по имени Доман, бывший в свите князя и отрекшийся от веры, схватил нож и отсек страдальцу главу. Так святой князь Михаил принял мученический венец 20 сентября (по старому стилю) 1246 года.
После этого мучители обратились к боярину Феодору. Ему сулили великие почести и богатства от хана, если он поклонится идолам. Но святой Феодор, вдохновленный подвигом своего господина, ответил: «Я последую за князем моим и готов принять ту же чашу, что и он. Вере вашей не приобщусь, а от Христа не отрекусь». Его также предали жестокой мученической смерти, отрубив голову. Тела святых исповедников были брошены на съедение диким зверям. Однако, по свидетельству «Сказания», Господь чудесным образом сохранил их нетленными: несколько дней над ними сиял огненный столп, и звери не приближались к ним. Благочестивые христиане, бывшие в Орде, смогли тайно взять честные мо́щи и переправить их в Чернигов, где они были с честью погребены.
В 1572 году, по желанию царя Иоанна IV Грозного, мощи святых мучеников были торжественно перенесены в Москву и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, где они почивают и поныне, являясь одной из величайших святынь собора. Святые Михаил и Феодор почитаются Церковью как страстотерпцы и исповедники, явившие пример несокрушимой верности Христу перед лицом смерти и иноверного владычества.
Другие святые с именем Михаил
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке