Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Благоверный князь Михаи́л Всеволодович, Черниговский

Дни памяти

Святой благоверный князь Михаи́л Всеволодович, князь Черниговский и Великий князь Киевский, жил в один из самых трагических периодов русской истории – во время наше́ствия хана Баты́я. Он был известен своим глубоким благочестием, справедливостью и заботой о подданных. После разорения Руси монголами русские князья были вынуждены ездить в Орду́ за «ярлыком» – ханским разрешением на управление своими землями. В 1246 году такой вызов получил и князь Михаил. Понимая, что поездка смертельно опасна, он тем не менее отправился в путь, взяв с собой верного боярина Фео́дора и своего духовника.

По прибытии в Сарай, столицу Золотой Орды, князю и боярину было велено исполнить языческий обряд: пройти меж двух огней (считавшихся очистительными) и поклониться «солнцу, луне и идолам». Это было прямым требованием отречься от христианской веры. Святой Михаил, заранее наставленный духовником, категорически отказался. Он ответил татарским жрецам, что готов поклониться их царю, поскольку Бог вручил ему власть, но не станет кланяться бездушным идолам и твари вместо Творца.

Никакие уговоры, ни угрозы мучительной смерти не смогли поколебать исповедников. Боярин Феодор, которому предлагали богатства и милость хана, если он исполнит обряд, последовал примеру своего князя, заявив о готовности умереть за Христа вместе с ним. По приказу Батыя святой князь Михаил был подвергнут жестоким истязаниям: его долго били ногами в грудь, пока не сокрушили ее, а затем один из отступников-христиан отсек ему главу. Святой Феодор принял мученическую кончину после своего князя. Их тела были брошены на съедение псам, но несколько дней над ними сиял столп света, и звери не прикасались к ним. Верующие христиане тайно перевезли мощи мучеников в Чернигов, а позже, при царе Иоанне Грозном, они были торжественно перенесены в Москву, в Архангельский собор, где почивают и поныне.

Молитвы

Тропарь, глас 8
Тро́ичнаго Божества́ осия́нием просвети́вся,/ страстоте́рпче вели́кий кня́же Михаи́ле,/ с прему́дрым боля́рином ти Фео́дором,/ самозва́нна к по́двигом устреми́стася,/ сквозе́ огнь не идо́ста,/ кусту́ же и и́долом не поклони́стася, но оплева́ста/ и нечести́ваго царя́ обличи́ста,/ Христа́ же Еди́наго от Тро́ицы Бо́га Су́ща испове́даста./ И того́ ра́ди крове́й свои́х струя́ми обагри́стася, сла́вная./ Те́мже и венца́ от Него́ побе́дная прия́ста,/ и нас свы́ше назира́ета,/ мо́лим вас, святы́я, моли́те Того́,/ я́ко да ва́шими моли́твами изба́вит нас от вся́ких обстоя́щих ны зол/ и пода́ст нам вся блага́я,// и́же Един Сый прославля́емый во святы́х Свои́х.
Ин тропарь, глас 4
Жизнь ва́шу му́ченически соверши́вше,/ испове́дания венцы́ укра́сившеся, к Небе́сным востеко́сте,/ Михаи́ле прему́дре с до́блим Фео́дором,/ моли́те Христа́ Бо́га/ сохрани́ти оте́чество ва́ше/ град же и лю́ди,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Ин тропарь, глас 3
Блаже́ннии апо́столом равноче́стнии,/ прия́ли есте́ вене́ц от Христа́,/ зане́же того́ досто́йни,/ Михаи́ле богому́дре и Фео́доре ди́вне,/ мир ми́рови испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 5
Со́лнца мы́сленнаго пра́веднаго — Христа́/ озари́вся сия́нием, пребога́те Михаи́ле,/ ви́димому со́лнцу не поклони́лся еси́/ и тва́ри па́че Творца́ не послужи́л еси́/ и нече́стие обузда́л еси́,/ я́рости царя́ не убоя́вся/ и кро́ве свое́й обагре́нием/ Христо́ви предста́л еси́, ра́дуяся./ И ны́не в пренесе́нии моще́й твои́х/ нас свы́ше назира́й и Христа́ Бо́га моли́,/ мо́лимся я́ко спасти́ся нам/ и Правосла́вию непоколеби́му пребы́ти,/ Оте́честву на́шему соблюсти́ся во всем/ моли́твами твои́ми, свя́те,// по вели́цей Его́ ми́лости.
Ин кондак, глас 8
Ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ сла́ву я́ко преходя́щую оста́вил еси́,/ самозва́н прише́д к подвиго́м,/ Тро́ицу пропове́дал еси́ пред нечести́вым мучи́телем,/ страстоте́рпче Михаи́ле, с до́блим Фео́дором,/ Царю́ Сил предстоя́ще,/ моли́те без вре́да сохрани́ти Оте́чество ва́ше, град же и лю́ди,// да вас непреста́нно почита́ем.
Ин кондак, глас 2
Ве́рою укре́пльшеся, святи́и, муче́ния претерпе́сте/ и кровьми́ свои́ми погаси́сте пла́мень сопроти́вных безбо́жия,/ Христа́ же испове́дасте, с Отце́м и Ду́хом,// Михаи́ле и Фео́доре, Его́ моли́те за всех нас. Ин кондак, глас 2 Вы́шних и́щуще, ни́жняя оста́вили есте́,/ колесни́цу на Небеса́ кровь свою́ сотвори́ли есте́,/ тем собесе́дницы первому́чеником бы́сте,/ Михаи́ле и Фео́доре,// с ни́миже Христа́ Бо́га моля́ще непреста́нно за вся ны.
Ин кондак, глас 3
Я́ко свети́ла, в Руси́ возсия́вше,/ муче́ния луча́ми сла́вными отрази́сте,/ страстоте́рпцы сла́внии, Михаи́ле и Фео́доре,/ тем вопия́сте:// ничто́же нас отлучи́т от любве́ Христо́вы.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист