Житие
Благоверный великий князь Иоа́нн I Данилович, именуемый Калита́, занимает особое место в сонме русских святых как правитель, положивший основание могуществу Московского государства через духовное возрождение и церковное единство. Родился он около 1288 года в семье святого благоверного князя Даниила Московского. Годы его возмужания пришлись на тяжелейший период татаро-монгольского ига и братоубийственных распрей между русскими князьями за великокняжеский ярлык.
Собирание земель и духовная крепость
Вступив на престол, Иоанн Данилович проявил себя не только как дальновидный политик, но и как ревностный христианин. Главным его деянием стало превращение Москвы в духовный центр Руси. Он убедил святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, перенести свою кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело колоссальное историческое значение: благословение первосвятителя освятило возвышение Москвы. Святой Петр, провидя будущее, говорил князю: «Если ты успокоишь меня в старости и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится».
Следуя этому завету, 4 августа 1326 года князь заложил первый в Москве каменный Успенский собор. В последующие годы по его указу были воздвигнуты церковь преподобного Иоанна Лествичника (1329), собор Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333), ставший усыпальницей московских государей. Летописец отмечает, что князь был «церквам строитель и чтец книг божественных».
Подвиг «Великой тишины»
В отношениях с Золотой Ордой князь Иоанн избрал путь смирения ради спасения народа. Подавляя опасные и несвоевременные восстания, он добился того, что хан Узбек передал ему право сбора дани со всех русских земель. Это позволило прекратить произвол ханских баскаков. Сорокалетнее правление Иоанна Даниловича и его сыновей летописцы назвали «великой тишиной». В эти годы Русь начала накапливать экономические и военные силы, необходимые для будущего освобождения.
Милосердие и праведная кончина
Прозвище «Калита» князь получил за то, что его кошель всегда был открыт для нищих. Он строго следил за правосудием, защищал вдов и обидимых, искоренял разбой на дорогах, что способствовало расцвету торговли. При нем в Москве утвердился строгий порядок церковного благочестия. Продолжателем духовных трудов святителя Петра стал его преемник, митрополит Феогно́ст, который также был ближайшим советником князя.
Почувствовав приближение кончины, князь Иоанн составил духовное завещание, начинающееся словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа...». В этом документе он впервые называет себя князем «всея Руси». Перед смертью, следуя благочестивой традиции, он принял монашеский постриг и схи́му с именем Анания. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1340 года святой князь мирно почил о Господе. Тело его было погребено в Архангельском соборе Московского Кремля.
Другие святые с именем Иоанн
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке