Житие ап. Тимофея
Авторские жития святого
Святой Апостол Тимофей, один из избранных 70-ти учеников Господних, был родом из Ликаонийского города Ли́стры, что в Малой Азии. Отец его, по имени неизвестный, был эллином, то есть греком-язычником, матерь же, по имени Евника, и бабка (мать матери), по имени Лоида, были из дочерей Израилевых. Обе они, как свидетельствует о том святой апостол Павел во Втором послании к Тимофею, были исполнены «нелицемерной веры» (2 Тим. 1:5) и воспитали юного Тимофея в строгом благочестии и знании Священного Писания Ветхого Завета, еще до обращения своего ко Христу.
Ко Христу же Евника и Лоида были обращены, вероятнее всего, самим апостолом Павлом во время его первого пребывания в Листре (Деян. 14:6-20), когда он исцелил там хромого от рождения. Тогда же, по-видимому, уверовал и юный Тимофей, ставший свидетелем как великого чуда, так и жестокого избиения апостола камнями, когда язычники и иудеи, «возбудив и развратив народы», вытащили его за город, «почитая его умершим».
Через несколько лет, во время своего второго миссионерского путешествия (около 51-52 гг.), апостол Павел вновь посетил Листру. Здесь апостол Павел нашел Тимофея уже возмужавшим, добродетельным и имевшим «доброе свидетельство от братий, находившихся в Листре и Иконии» (Деян. 16:2). Увидев в нем избранный сосуд благодати Божией, апостол Павел восхотел взять его с собою в спутники на проповедь Евангелия. Перед этим, «ради Иудеев, находившихся в тех местах», которые знали, что отец Тимофея был эллин, апостол Павел совершил над ним обрезание. Хотя по силе «закона свободы» (Иак. 2:12) во Христе обрезание было уже не нужно, апостол поступил так по снисхождению к немощи иудеев, дабы не иметь преграды в проповеди среди них.
После этого в Листре или Иконии состоялось рукоположение святого Тимофея во пресвитера через возложение рук самого апостола Павла и «священства» (старейшин) (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). С этого времени святой Тимофей становится неразлучным, вернейшим и любимейшим учеником Павла, которого апостол называл своим «возлюбленным и верным в Господе сыном» (1 Кор. 4:17) и «истинным сыном в вере» (1 Тим. 1:2).
Тимофей сопровождал Павла во Фригии, Галатии, Мисии, Троаде, а оттуда – в Македонию, в города Филиппы, Фессалоники и Верию. Когда в Верии иудеи воздвигли гонение на Павла, братия немедленно отправили апостола морем в Афины, Тимофей же и Сила остались в Верии для утверждения новообращенных (Деян. 17:14-15). Из Афин Павел велел им как можно скорее прийти к нему. Когда они прибыли, Павел из Афин послал Тимофея обратно в Фессалоники, чтобы утешить и утвердить в вере солунских христиан, подвергавшихся гонениям (1 Фес. 3:1-5).
Исполнив поручение, Тимофей догнал Павла уже в Коринфе, принеся ему радостную весть о стойкости фессалоникийцев, что послужило поводом к написанию Первого послания к Фессалоникийцам. В Коринфе Тимофей трудился в проповеди вместе с Павлом и Силой (2 Кор. 1:19). Затем, вероятно, он сопровождал учителя в Ефес, Иерусалим и Антиохию. Во время третьего путешествия Павла, Тимофей был с ним в Ефе́се и оттуда был послан апостолом в Македонию (Деян. 19:22), а затем в Коринф для увещания коринфян (1 Кор. 4:17).
Святой Тимофей был свидетелем и соучастником многих трудов, болезней и страданий апостола Павла. Он был рядом с учителем и во время его первых римских уз (около 61-63 гг.). Из Рима апостол Павел посылал Тимофея в Филиппы с особым поручением (Флп. 2:19-23). После освобождения Павла из первых уз, Тимофей, по всей видимости, был рукоположен им во епископа Ефесской Церкви. Около 64-65 года, отправляясь в Македонию, Павел оставил Тимофея в Ефесе для устроения Церкви и борьбы с лжеучителями, о чем и написал ему свое Первое послание (1 Тим. 1:3).
Во время вторых римских уз, предчувствуя скорую кончину, апостол Павел вновь пишет своему ученику – Второе Послание к Тимофею. Это Послание исполнено отеческой любви, заботы и последних наставлений. Апостол Павел призывает Тимофея «возгревать дар Божий», «не стыдиться свидетельства Господа», быть готовым пострадать за Евангелие, «проповедовать слово... вовремя и не вовремя» (2 Тим. 1:6, 8; 4:2). Он зовет ученика прийти к нему в Рим до зимы и принести фелонь и книги (2 Тим. 4:9, 13, 21).
Согласно Преданию, святой Тимофей успел застать учителя в узах и был свидетелем его мученической кончины в Риме (около 67 года). После этого он вернулся на свою Ефесскую кафедру, которой управлял еще около 15 лет (по другим данным – более 30 лет, если принимать дату кончины в 97 г.). Церковное предание, в частности Евсевий Кесарийский, называет его первым епископом Ефеса.
Мученическую кончину святитель Тимофей принял при императоре Домициане (если 80 г.) или Нерве (если 97 г.). В Ефесе существовал нечестивый языческий праздник, называемый «Катагогио́н», посвященный, вероятно, Диане Ефесской или Дионису. В эти дни язычники, надев на себя личины (маски), несли идолов по городу, совершая бесчинные пляски и нападая на встречных с палками и камнями. Святой Тимофей, воспламенившись Божественной ревностью, вышел к безумствовавшей толпе и, встав на возвышении, начал обличать их заблуждение и проповедовать Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Озлобленные идолопоклонники, не стерпев обличений, устремились на святого апостола. Они били его палками, бросали в него камнями и влачили по земле, пока он не предал свою святую душу в руки Господа. Благочестивые христиане Ефеса тайно взяли его многострадальное тело и с честью погребли его за городом.
В IV веке, в царствование святого равноапостольного Константина Великого (по другим данным, его сына Констанция, около 356 года), святые мощи апостола Тимофея были по повелению императора торжественно перенесены святым Артемием, дуксом Египта, из Ефеса в Константино́поль. Они были положены в храме Святых Апостолов, рядом с мощами святого апостола Андрея Первозванного и святого евангелиста Луки, где от них совершалось множество исцелений.
Другие святые с именем Тимофей
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке