
Проповедь 429 года (под ном. 17-м)
В «профеории» (вступлении) проповедник указывафт на предмет своего церковного слова – увещание содержать правую веру и вести похвальную и безукоризненную жизнь. Вслед затем рассуждениями и примерами гимнастов и их наставников проповедник показывает полезность и уместность своего слова, побуждающего слушателей к благим подвигам -терпению и мужеству (Пс. 30:25). Проповедник сознает, что слово его не блистает красноречием, но он ободряет себя в этом случае благою целью своего слова и словами Бога к Моисею (Исх. 4:11), равно и законом Моисея – посвящать Богу горлиц, хотя не отличающихся ни величиною, ни красотою перьев, но за то хорошо поющих. Между тем «приемлет слово (т. е. звук), как Отец Слова, Тот, кто превышает всякий ум, т. е. Бог, и делает любезными для себя птиц, прекрасно поющих, и предпочитает их прочим ..., научая нас приточным образом, что лучшие и священнейшие суть те, которым вверен дар слова и которые способны поучать любителей прекрасных изъяснений» а’, pag. 768 – 772.
Изложение евангельского повествования (Лук.22,7 – 10) о распоряжениях Господа относительно приготовления к наступающему празднику Пасхи. После некоторых благочестивых размышлений по поводу переданного рассказа проповедник рассуждает: «если у кого есть намерение иметь самого Христа поселившимся и обитающим в душе и вместе с Ним совершать праздник
Перейдя, затем, от предыдущих слов к учению о воплощении Сына Божия, родившегося прежде всякого века и времени от Отца, со-равного и со-вечного своему Родителю, равнодеятельного и со-престольного с Ним, Творца и Художника всего и проч., а в последние времена принявшего человеческое рождение по домостроительству, проповедник подробно останавливается на раскрытии так называемого христологического учения
Затем снова, подтвердив то учение, что родившийся от Девы есть Еммануил и потому родившая должна называться матерью Бога, проповедник доказывает божественное достоинство Еммануила словами ап. Павла (1 Кор. 15:47) и прор. Исаии (1,1 – 7), который видел как бы почти совершающим создание божественного плода во Святой Деве Самого Господа Вседержителя и Бога. Каждое слово Исаии св. Кирилл изъясняет в пророческом смысле о Христе. Так, свиток великий и новый, – это новое и великое таинство Христа; «писалом человеческим» пишется для того, что когда Единородное Слово Божие сделалось человеком и вселилось в нас, то всё, свойственное Ему, изображается в подобном нам виде, или образе. Слово «приступих» образно означает закон совокупления; пророчицею названа св. Дева; новорожденному Сыну полагается имя – «скоро плени, нагло расхити», – свойственное не как человеку, но по превосходным действиям, как Богу. Действительно, божественный и вышемирный младенец хотя и был в пеленках, по человеческой природе, но как Бог, неизреченною силою расхитил сосуды сатаны (Мф. 12:29). – Упомянув об отрочестве Иисуса Христа, проповедник выясняет истинный смысл выражений «преуспевал возрастом и мудростью"-. «Слыша эти слова, не думай, учит он, что Слово Божие стало мудрым чрез постепенное наращение мудрости. Помни лучше Павла, написавшего: «Христос Божия Сила и Божия Премудрость» (1 Кор. 1:24). Но не дерзай безрассудно сказать и того, что «преуспевать возрастом, премудростью» и пр. мы усвояем человеку. Это, по моему мнению, значило бы ничто другое, как разделять на два единого Христа». – «Но каким образом человеческая природа могла вместить силу неизреченного Божества», спрашивает Кирилл? Если человек не может вынести лицезрения Божия (Исх. 33:20), то как возможно было рассматриваемое соединение? «Я отвечу на это, говорит Кирилл, что это чудо, превышающее Слово, и что образ домостроительства совершенно непостижим для нашего человеческого ума». Но мудрый и наглядный пример сего дан самим Богом Моисею в видении несгораемой купины (Исх. 3, 1– 6). При сем Бог, не допуская до купины Моисея, показывал, что если бы кто стал пользоваться детоводительством закона и тенями образов, то не приблизился бы ко Христу. В виде же огня, охватившего весь куст, но не сжигавшего его, был Сам Господь. Каким же теперь образом вещество столь тонкое и легко сгораемое нисколько не страдало от приближения огня? Но в этом примере был ясный образ таинства Христова: ибо как без вреда для куста выносим был огонь, точно также и для нашей природы – необъятность Божества. Следовательно, насколько дело касается нашего разумения и слово выражения, то, пожалуй, для них Божество и человечество кажутся несовместимыми друг с другом в единство естества. Но однако они совокупились именно во Христе, и из обоих является один Эммануил. Но тот, кто выставляет и человека и Сына раздельным от Того, который от Бога по природе, тот, следовательно, не уразумел глубины сего таинства. Ибо не человеку мы научились от тайноводствовавших нас святых совершать служение и поклоняться, но именно Богу вочеловечившемуся. Посему мы утверждаем, далее, что Эммануил объявлен над нами царем». Последнюю мысль проповедник доказывает словами прор. Исаии (3'2, I) и Псалмопевца (2, 6). – ϒ', р. 777 – 784.
Божественное достоинство Иисуса Христа автор доказывает далее рассказом о воцарении над израилем Саула (1 Царств. 8, 5 – 7), который по словам пророка Осии (13, II) в гневе поставлен был царем над теми, которые отверглись управления над ними Бога. Христос, как поставлевный Богом в царя над нами, не мог быть простым человеком, «Если, говорит Кирилл, Христос есть человек, подобный нам, а не Слово, явившееся в образе человеческом, но при этом поставлен был царем и владычествует над земнородными
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке