
Проповедь 428 года (под ном. 16-м
В ,,прологе» проповедник показывает, что не имеет в виду блистать обильным потоком слов, ораторским красноречием и риторическими приемами. Проповедь его есть исполнение отеческого долга по подражанию благим и мудрым наставникам, и как таковая должна быть принята слушателями. – pag. 748.
Метафорическое применение ветхозаветных постановлений о неукоснительном хранении и отправлении праздников (Зах. 14:16; Ам. 3:13) и особенно праздника Пасхи (Числ. 9. 2 – 3) к христианскому празднику Пасхи. Отсюда проповедник выводит свою обязанность выступить с проповедью о совершении праздника с подобающей ему святостью, рачением и с высочайшею радостью (Исх. 61:10). необходимость последнего явствует из примера торговцев и земледельцев, веселящихся и радующихся о своих скоро гибнущих прибылях и обилии урожая, – столь ничтожных в сравнении с непорочною жизнью и сокрушением силы тления и смерти, что уготовано святым и что превосходит всякий ум. – а’, р. 748 – 749.
По закону Моисея праздновать Пасху положено в 14-й день первого месяца к вечеру и «по закону». Итак, почему же повелено праздновать ее весною и в первом месяце? Прежде чем ответить на этот вопрос, проповедник научает, как нужно язъяснять Писания. Слово Божие, говорит Кирилл, внушает никоим образом не удаляться от правильности мысли, говоря:"у Мене обитай» (Исх. 21:12). Ибо всякая правильность – вместе с Богом, у Него и от Него. – а́, р. 749 – 752.
«Весеннее время, отвечае автор на поставленный выше вопрос, более всех прочих времен года приличествует потому, что событиями своими, как бы на таблице какой, изображает характер и сущность дел, совершенных Христом ». Посему проповедник живописно изображает картину весеннего времени, представляя говорящею самую весну, наприм., в таком роде: «дайте, дайте наконец, горным вершинам и долинам украситься густолиственными деревьями и оголенным полям покрыться и зацвести зеленью; пусть красуется на лугах лилия; пусть улыбаются в садах благовоннейшие цветы; пусть и сама пчела вырвется из своей кельи и наполнить своим жужжанием поля...., пусть выйдут из хлевов стада и ягнята, прыгающие на своих нежных и молоденьких ножках около матерей....; пусть навастривается садовой нож» и проч. А чтобы не показалось такое олицетворение неодушевленного предмета странным, Кирилл показывает употребительность сего оборота речи в самом Священном писании (Пс. 18, 2 – 3; Исх. 23:4). Β’ – р', р. 752.
Затем делается автором подробное применение обстоятельств весеннего времени к делу явления Спасителя на землю и совершения Им искупления людей. Зимнее время пред весною – это время господства сатаны, когда все было объято мраком и тьмою, и мысль каждого была обессилена до омертвелости смертоносным диавольским холодом. Но прошла зима и изгнан мрак, Солнце правды, Христос, озаряет нас мысленными лучами света; все зацвело и зазеленело евангельскою проповедью, писаниями святых апостолов... На тучной пажити пасутся стада словесных овец и агнцы, т. е. не достигшие еще духовной крепости. Как смеющиеся лилии, зацвели сии в садах церкви верующие, благоухающие славою Христа» и проч. К такому пониманию дела, т. е. созерцанию дел Спасителя в обстоятельствах весны, ведет вас Жених Песни Песней (т. е. Христос), указывающий Своей невесте (церкви) на наступление весны. – ϒ', р. 752 – 753
Затем, поставив вопрос, почему не сразу определены были законы о празднествах, а только во втором году исхода израильтян из Египта, св. Кирилл отвечает: «должно было, чтобы таинство Христово отдалилось на время чрез промежуток существования закона. Было необходимо, чтобы наперед открылись образы истины, и что бы прежде самых состязаний были показаны предварительные упражнения к ним». Развитие этой мысли чрез пример воина, постепенно овладевающего своим искусством, – порядок изучения наук («сначала изучаются элементы») и разные роды пищи для разных возрастов (1 Кор. 3:2). – Далее, скиния ветхозаветная, согласно с повелевием Божиим (Исх. 25, 40; 40, 2), была поставлена Моисеем также во втором году в новомесячие первого месяца (Исх. 40. 15). А'тогда-то именно, говорит проповедник, и был заклан агнец, обозначающий собой воистину священную и непорочную жертву, т. е. Христа... Образ же нового века весьма ясно усматривается в новомесячии (2 Кор. 5:16)», ибо скиния означает церковь, которую водрузил сам Спаситель наш, когда миновались времена древних образов, в продолжении которых господствовали смерть и грех. – «Но и самое устройство скинии весьма ясно показывает, что временем закона с пользою предварено было откровенное Христом, – временем закона. после которого должно было, наконец, явиться более лучшее и священное время, открывающее общение с Богом». Так, по описанию скинии апостолом Павлом (Евр. 9, 2 – 4; 6 – 7) и объяснению его устройства её (Евр. 9, 8, 12), первая скиния (т. е. первое отделение её или святилище) «еще доступна многим»; вторая же и внутреннейшая часть, т. е. Святая Святых, недоступна, ибо входил в нее только первосвященник, с кровью, однажды в год. «Предтечею за нас» вниде Иисус во Святая Святых, вечное искупление обретый, «не без крове а, как написано, ибо принесен был за нас в жертву, как непорочнейшее жертвоприношение Богу Отцу. Следовательно, стояние приносящих жертвы в 1-й скинии (т. е. 1– м отделении её) было уместно, или имело смысл в то время, когда закон не дозволял входить в «Святая Святых»: «яко не у явися святых путь, еще первой скинии имущей стояние». – δ᾿, р. 753 – 760.
Проповедник переходить, далее, к раскрытию образа вкушения Пасхи. По повелению Моисея, пасхального агнца следовало вкушать с опресночными хлебами и горькими травами, имея такое положение тела: «да будут чресла ваша препоясана, и сапози ваша на ногах ваших, и жезлы ваша в руках ваших, и снесте е со тщанием» (Исх. 12:11). «Итак, на что же указывает повеление, спрашивает проповедник, чтобы вкушающие агнца препоясали чресла, обулись в сапоги и держали в руках жезл? Сей образ ясно говорит о плане домостроительства, отвечает Кирилл:«ибо те, которые истинно совершают всесвятое празднество и призваны к участию в благословении Христа, будут считать за ничто пребывание в сей жизни; но далеко устраняя себя от пристрастия (собств.»выбора») к плотской жизни, помышляют, наконец, о вышнем, спешат в Вышний Град и переходят как бы в другую жизнь, приличную, конечно, святым и совершенно удаленную от земной; посему-то закон и предписывает вкушающим иметь себя по-дорожному, как бы вот -вот уже имеющим перейти к лучшей и превысшей жизни». При сем Пасха должна быть «снедаема со тщанием», ибо проводящие жизнь боголюбезную и достойную похвалы должны ловить каждый удобный момент и не допускать, чтобы утекало дорогое для трудов и деятельности время. Доказательство сего проповедник приводит из примера мореплавателей, тщательно пользующихся временем, удобным для своих дел и занятий. – Далее Пасху должно вкушать с опресночными хлебами и горькими травами. «в богодухновенном писании, говорит Кирилл, есть обыкновение уподоблять испорченные нравы квасному тесту. Горькие же травы берутся прообразом и символом того, что наносит мучение духу, т. е. разумею преследования и искушения и труд за Христа до поту лица. Итак, если кому удалось иметь участие со Христом, пусть тот не оставляет в пренебрежении добродетель, пусть удаляется от всего, что возмущает совесть, и да явится страдальцем. Должно, чтобы совершающие надлежащим образом Пасху просветлялись учением о чистейшем Божестве, разъясиением священных догматов, чуждым любопретельных измышлений, и считали это блаженством: ибо чиста и безквасна сия пища». Сам Господь заповедует нам блюсти себя от кваса фарисейского и саддукейского (Мф. 16:6), ибо недалеки от иудейской словоизобретательности – измышления еретиков и выдумки мирского баснословия и старушечьей глупости. «Посему, напитаем свой ум учениями святых пророков, заповедями Моисеевыми, евангельским учением и апостольскими писаниями». ε᾿, р. 760 – 764.
То, что указано было только что рассмотренным повелением, т. е. чтобы мы шли божественною стезею, вменяется нам в обязанность самим Господом (Мф. 16:24), предавшим Себя за нас, чтобы мы следовали по стопам Его. Упомянув о Спасителе, проповедник переходить к раскрытию учения о домостроительстве, и прежде всего наазывает причину его: тиранию сатаны над родом человеческим после грехопадения людей, грех, многобожие и идолопоклонство (именно «солнцу, луне, звездам), как дело и изобретение сатаны. Милосердие Создателя к бедствующему человечеству а средства спасения, употребляемые Им еще в Ветхом Завете (закон Моисея и пророки). Противодействие сему сатаны и необходимость снисшествия на землю самого Сына Божия. Совершение Спасителем тайны домостроительства – уничтожение греха, умерщвление смерти и упразднение владычества диавола. «Посему, говорит проповедник, и стало человеком единородное Слово Божие, чрез Которое все пришло к бытию и, будучи создано, сохраняется. Но каков образ домостроительства, т. е. соединения Слова с нашей плотью, это не вполне безопасно исследовать, ибо что превышает ум и слово, то всегда достойно быть выше исследования и не подлежать изысканиям». Затем проповедник говорит о чудесах Иисуса Христа, крестной смерти Его по жестоковыйности иудеев, цель её и плоды. – В заключение предлагается краткое нравственное увещание по обыкновению с перечнем добродетелей. Дата Пасхи. – τ’, р. 764 – 768.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке