
Проповедь 426 года (под ном. 14-м)
Ветхозаветные священные письмена, воспевшие свойства нашего праздника, начинает проповедник, повелели трубить в новомесячия и праздники. При переходе образов в самую истину это значит для того, что нужно выступить с проповедью о празднике Пасхи, как о «новом времени воскресения Спасителя, ибо кто во Христе – нова тварь». Повинуясь этому повелению, проповедник научает слушателей освятить пост, и затем, по примеру полководцев, внушающих пред битвой воинам быть мужественными, предлагает духовным воинам совет: мужественно бороться со страстями, умерщвлять удовольствия и устремлять мысль ко всему, что достойно благоговения. Важность сего подвига по апостолу (2 Кор. 4:16) и награда, ожидающая нас за труды воздержания, справедливость и благоразумие, именно доступ на «брачную вечерю». Доказательство посредством обыденных и вообще житейских примеров, – например человека, являющегося к знатному лицу и на народное торжество, – необходимости в виду праздничного торжества украситься добродетелями, как блестящими и дорогими одеждами, и омыться от грязи порока (блуда, корыстолюбия, наушничества, болтливости, обмана и коварства). – а’, р. 709 – 712.
Словами апостола Иоанна (1 Иоанн. 2, 15 – 17) проповедник убеждает далее слушателей воздерживаться от грехов плоти, очес и гордости житейской. Похоть плоти, это удовольствия стола, чрева и роскоши вообще; похоть очес – созерцание телесной красоты, блестящей материи и всего, что приятно раздражает зрение, – убеждает тем, что мы, как спогребшиеся Христу, не должны жить для мира, но обязаны ходить в обновлении жизни. При этом св. отец научает, что истинно-добрая жизнь должна быть свидетельствуема самими делами (Иак. 3:13), сильно обличая лицемерный образ жизни, т. е. когда говорят одно, а делают другое. Сравнение таких лицемеров с человеком, который на предложение избрать здоровье или болезнь избрал бы последнюю. Между тем здравие души несравненно дороже здравия тела. Здравие же души есть любовь к Богу и поклонение Создателю всецелою верою, жажда добродетели и отвращение ко греху. Это внушает нам древний закон (Втор. 6:5 – Мф. 22:37) и обыденные житейские примеры. Так приближенные и преданные царю слуги должны показывать свое благорасположение к владыке самими делами и поступками. Отсюда, исповедовать единого Бога только на словах, на деле же не отвращаться от поклонения демонам, что другое это значит, как не то, чтобы на словах выражать благорасположенность к царю, а в душе быть преданным врагам? Таких обличает сам Бог устами Исаии пророка (Исх. 29:13).β’ – р. 712 – 717.
Далее проповедник направляет речь свою против астрологов, прорицателей и колдунов, обманывающих людей знанием чужих обстоятельств жизни и ведением будущего, что свойственно одному только Богу. «Они, говорит проповедник о прорицателях и гадателях, собирая толпы жалких старух, нашептывают им свои выдумки, выдавая их за божественную волю». Такое нечестие грозно обличал в израильтянах сам Бог устами пророка Иезекииля (8, и – 9; 17 – 19). «Эти, продолжает Кирилл, непризванные Богом пророки, пытающиеся возвещать то, что свойственно только истинному нашему пророчеству, и выдающие себя за проницательных прозорливцев чужой судьбы, – они настолько ошибаются в собственных своих делах, что, впав в несчастие, жалуются, что они совсем не ожидали подвергнуться бедствию. Между тем знающему будущее легко можно было бы избежать имеющего случиться. Почему же эти жрецы прорицания не могут предотвратить собственных своих несчастий? – ϒ’, р. 717–720.
Но возражают на это, что нечто из предсказанного все таки сбывается. В ответ на это св. Кирилл говорит: «Из того, что кое что случается согласно с предсказанием, мы не выводим глупых и пустячных заключений, но приписываем такое совпадение только невинному стечению обстоятельств. Но то, что не все сбывается с истиной, служит ясным обличением свойственного вам бесстыдства, пустословия и болтливости вашей науки. Что от Бога, то свободно от ошибки и обмана, ибо основывается на всеведении и всецелом знании истины, тогда как выдумки человеческие – на одних предположениях». Такие прорицатели, по мнению Кирилла, похожи на стрелка, потерявшего зрение и все таки метящего в цель и пускающего стрелы одну за другой, большая часть которых пролетает мимо цели. «Тем не менее нисколько не мешает ему, говорит Кирилл, попасть в цель. Но хотя, прибавляет к сему отец, он и хвастается одной такой случайной удачей, за то все прочие разы подвергается осмеянию. Из -за одного счастливого раза никакой зрячий не стал бы гордиться, напротив – ему стыдно было бы даже за случайный промах других. Ведением будущего обладали только святые и богодухновенные пророки, по откровению Св. Духа, чрез отдаленный промежуток времени и безошибочно. Чрез последних -то Бог и обличает астрологию (Иерем. 10, 2 – 3). – Звезды же сотворены для освещения земли и показания времен года земледельцам, а не для показания будущего, ведение коего принадлежит одному Богу. Посему Бог сильно обличает лжепрорицателей (Втор. 18, 9 – 14), хотя бы предсказываемое ими иногда и сбывалось (Втор. 13, 1 – 3), – называет это дело позорнейшим, мерзостным. Посему не поддадимся их Фокусам, говорит проповедник, а будем шествовать ко всякому добру и истинному богопознанию. – ϒ', р. 720 – 25.
Краткое изложение веры, или учения о Боге, троичном в лицах, о Сыне, как Творце мира и Промыслителе. – Грехопадение людей и отсюда владычество греха и смерти над родом человеческим. Домостроительство Божие о нашем спасении: воплощение единородного Слова Божия, христологическое учение о лице Иисуса Христа; неверие иудеев и Крестная смерть Иисуса Христа; Воскресение и Вознесение Его на небо; плоды всего этого для верующих. В заключение проповедник делает краткое нравственное назидание к слушателям и пасомым и определяет. время предстоящей Пасхи. ϒ’ – р. 725 – 728.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке