
Проповедь 432 года (под ном. 20-м).
Сказав, что Ветхий Завет служил прообразом истины евангельской, проповедник в повелении Бога Моисею – сковать две серебряные трубы для созывания сонма (Исх. 10:2) видит указание на проповедь о таинстве Спасителя в церквах, при чем “кованость” труб показывала, что открытие (δήλωσις) таинств Спасителя принадлежало будущему времени: “ибо ударами молота дается всегда как бы длиннейшее растяжение (протяжение); серебрянность же труб указывала на блеск и чистоту слова о таинстве Спасителя“. Далее, так как заведование трубами было поручено священникам (Исх. 8:10), то проповедник усматривает в сем естественную привилегию священнического сословия возвещать посредством проповеди о таинстве Христа, показывать подчиненной им пастве правила благочестивой жизни и возбуждать пасомых к мужественным подвигам против врагов истины и славы Христа и к совершению праздников в чистоте. Так поступать заповедал Сам Бог чрез Моисея (Числ. 10, 8 – 10). Но оружие святых, по слову Спасителя, должно быть духовное, заключающееся не в видимых и чувственных вещах, но в силе Духа, праведности и оевящфнии (Еф. 6, 1и – 15). Именно меч духовный – глагол Божий – может устрашить и поразить всякого врага, высоко подымающего рог свой и клевещущего неправду на Бога. «Посему употребим, говорит проповедник, против них (врагов) священное и неукоризненное проповедание истины, воспоем победные песни Тому, Кто сделался ради нас подобным нам и даже явился в образе раба“. Этими словами проповедник переходит к учению о воплощении и христологии. Слово Божие и по воплощении пребывает Богом, “но изобретатели нечестивых догматов, говорит Кирилл, – враги креста Христова (Филипп. 3, 18) – поносят рождение по плоти Единородного; говорят, что св. Дева родила по плоти не истинного Бога, – между тем как св. Евангелист возглашает: Слово плоть бысть (Иоанн. 1, 14)- утверждают, что Слово только вселилось в человека, чтобы поставить Спасителя в ряду пророков, как человека богоносца (θεοϕόρος), так чтобы Он ничего не имел в Себе больше, как только одно подобие с нами, ибо обитает и в нас самих Вседержитель Бог (1 Иоанн 4, 12) . Итак, что же особое мыслится в Христе против всех прочих христиан, спрашивает Кирилл, “если и Он был только человек, носящий обитающего в Себе Вседержителя Бога, а не в самом деле и по истине Сын Бога и Отца и Бог истинный вместе с плотью? Ибо претерпел рождение по плоти и пребывает Богом . Но такого правомыслия не выносит ум еретиков “. Они утверждают далее, что имя сыновства приписывается Христу как бы по общению и по благодати (έν μεθέξει χαί χατά χαριν), низводят Его в простого человека, отдаляя от последнего Слово Божие и едва приписывая ему только простое соприкосновение (т. е. с Богом ), подобное своему, как бы в равенстве достоинства“. Но предоставив еретикам заблуждаться, Кирилл научает: “мы же будем держаться правого и неизвращенного пути веры, исповедуя, что Слово, будучи Богом, стало плотью, т. е. человеком, восприняв не бездушное и не лишенное разума тело, но, напротив, одушевленное и разумное, чтобы по всему уподобившись братьям, кроме греха, принести Себя Самого Отцу в воню благоухания духовного за нас“. Как эту, так и смежные с ней богословские мысли Кирилл подтверждает далее словами Писания (Мал. 14:9; Филипп. 2, 10) и им обличает еретиков (1Тим. 4. 2; 1, 19; Пс. 63:8; Пс. 80:16). – а’, р. 837–844.
В древнем Амалике, воевавшем против Израиля (при сем излагается и самая история события), проповедник видит современного себе проклятого амалика (т. е. конечно Нестория), «борющегося против славы Спасителя и покушающегося низвратить силу Его таинства. Но, созвавши избранных со всего Израиля, Господь наш Иисус Христос ополчился и победил и «пагубою погубит память Амаликову от поднебесныя“. – β‘, р. 844.
«Итак, будем, говорит проповедник, совершать праздник, ибо потеряли силу врага, изгнан сатана, церковь очищена, и никто уже не пустословит, что Эммануип не есть воистину Бог, напротив,все исповедуют славу Его и немолчными устами возносят Ему славословия”. К последнему побуждает нас величие дела, совершенного Иисусом Христом, укротившим сатану, отнявшим у последнего державу смерти и уничтожившим грех. Отсюда речь о таинстве домостроительства и спасении, совершенном Иисусом Христом. Наша нравственная обязанность в виду этого – омыться от всякой скверны души и тела, явиться святыми и телом и духом, и, как советует апостол (Кол. 3:5), – умертвить уды наша на земли – блуд нечистоту, страсть, похоть злую“. Этого можно достигнуть воздержанием и постом (1 Кор. 3:5), – «источником всякого благочиния, матерью освящения и подателем вышнего благословения. Но подвергая тело пощению, будем неукоснительно подвизаться и в нравах благожития, чтобы быть целыми и неоскудевающими ни в чем . – ϒ, р. 844 – 848.
Жестоковыйность и неверие иудеев против Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти; их хулы и клеветы на Него и, наконец, предание на распятие. Смерть Спасителя и плоды её. Воскресение из мертвых и Вознесение на небо. В заключение предлагается краткое нравственное увещание и определяется время предстоящей Пасхи. – δ’, р. 848 – 849.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке