Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 431 года (под ном. 19-м).

В «прологе“ проповедник хвалит усердие и любомудрие слушателей, собравшихся на проповедь в большом количестве, и сознается в скудости своего слова, в чем и просит у них извинения и снисхождения. – р. 320 – 321.

Возвестив о приближении времени святjго праздника, проповедник возбуждает слушателей к духовной радости и священному Торжеству, ради великих благодеяний Спасителя, исхитившего нас от диавола и избавившего от греха вкушением смерти, и в виду этого вменяет им в обязанность шествовать по евангельским заповедям, оставив всякую леность, медленность и беспечность. К этому побуждает нас и божественное слово (Ион. 3:13) и пример земледельца и жнеца, усердно пользующихся благоприятным для них временем наступившей весны. Так как Пасха наша – Христос, пожренный за нас, то посему мы должны теперь очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы неосужденно совершить святой и всечистый праздник . – а’, р. 821 – 24.

Напомнив слушателям о заклании израильтянами агнца в Египте и о повелении Моисея о вкушении сего агнца (Исх. 18:8), и прибавив, что то и другое необходимо нам понимать в духовном смысле (Мал. 7:14) и в этом духе исполнять (Мф. 5, 17 – 18), проповедник говорит; «заклан был и наш, призванный чрез веру к освящению, агнец истинный, подъявший грех мира. При этом пищу мы сотворим мысленную и воистину священную, пред изображенную в хлебах безквасных по закону, но духовно разумеваемую. Так кислое тесто принимается всегда в богодухновенном Писании символом порочности и греха (Мф. 14:6; 1 Кор. 5:7)” . Таким образом, чтобы иметь духовное участие со Христом, Спасителем нашим, мы должны, научает проповедник, очистить свою мысль, удалиться от скверны и бегать греха а . «Но пусть всякий вкушает и горькие травы, т. е. пусть шествует путем горьких трудов и пусть выше всего ставит терпение среди них . Ибо жесток, обрывист путь к добродетели и требующий непрерывного напряжения, труда и пота. Это заповедал Христос, внушая идти узкими вратами и тернистым путем (Матф. 7, 13 – 14), так как широкий путь ведет ко греху“. – Отсюда проповедник переходить к рассуждению о сильной наклонности и доступности человеческой природы ко греху, – именно о законе грехе, живущем в нашей плоти и жестоко воюющем против духа, посредством плотских вожделений, каковую наклонность Бог ограждает законом (Исх. 8:20) и оружием воздержания. Подтверждение данной мысли учением ап. Павла о грехе, живущем в плоти, и по противодействии добрым влечениям духа (Римл. 7, 14 – 15). При сем автор, пользуясь фигурой «недоумения” (άποριά) и драматическим оборотом речи, уясняет смысл указанных слов Павла, впрочем не новое что-нибудь открывая, а лишь перефразируя слово Апостола. В таком же роде раскрываются проповедником и дальнейшие слова ап. Павда о законе греха (Рим. 7,18 – 21).,Однако, говорит Кирилл после изъяснения, Создатель не допустил, чтобы человеческая природа была беспрепятственно истребляема порочными удовольствиями. Закон осуждает такие влечения и мудро противостает бушующим страстям, показывая красоту воздержания и добродетели. Посему очистим себя от всего порочного, перестанем заботиться о пище и питии (2 Кор. 7:1; Колосс. 3, 5), – ибо для того и Сын Божий сходил на землю и облекся плотью от св. Марии Богородицы, чтобы умертвить грех в телесной природе человека и возвести ее к богоприличной и неизреченной чистоте, как учил божественный Павел (Мал. 8:3–4) – β’, р. 824 – 829.

К воздержанию необходимо присоединить и прочие виды благочестия – взаимную любовь, милосердие и сострадание к бедным, это внушает нам и Сам Спаситель и ветхозаветный закон (Лук. б, 31; Втор. 15:11). Достоинство и величие сей последней добродетели (нищелюбия) с нравственной точки зрения и со стороны награды за нее в будущей жизни (,,свет нищелюбия будет сопутствовать им “), как видно из слов Спасителя (Матф. 25, 34 – 36, 40). – Опровержение отговорок людей жестокосердых от исполнения сей добродетели. Так, безжалостный сердцем говорит: «если я отдам свое имущество другим, то обижу детей своих ибо что останется им в наследство? Богатство мое, ведь, не особенно велико” . «Но, любезный, возражает на это Кирилл, ведь ты, усердствуя в любви к детям, и себя однако же не исключаешь из живых и ни сколько не отказываешься от покоя и роскоши. Посему, не худо было бы подумать и о будущей жизни и ее избрать мерилом своих бедствий“, подражая в сем случае предусмотрительности мореплавателей, которые в изобилии запасаются всем, пускаясь в море. «Ты не обидишь своего сына состраданием к бедным ; не огорчишь своего наследника, освобождая его от наказания и огня и (Иак. 3. 2 и др.) – ϒ, 829–833.

,,Для обрадования нас таким учением и сделалось человеком Единородное Слово Божие“, говорит проповедник и изображает, в виду этого, жалкое состояние рода человеческого до пришествия Спасителя. “Жили (люди), не ведая пути правды, и даже не имея познания об истинном Боге, почитая тварь паче Творца“. Тогда то сжалился над нами Создатель, и чтобы избавить нас от тирании сатаны, дал закон чрез Моисея. Но закон только обнаруживал грех и был обличителем нашего бессилия, как учит апостол Павел (Римл. 3, 19 – 20; 5, 20). Закон сам по себе свят (Мал. 7:7) и не учил греху, но он был изобличителем слабости подзаконной и показателем врожденной порчи (как солнце своими лучами дозволяет видеть срам помойных ям ). И вот, когда по причине чрезмерной слабости и неудержимой наклонности ко греху никто не мог исполнить закона и весь мир стал повинен Богови (Мал. 3:19), – явилась правда Божия, спасающая людей верою Иисус Христовою (Тит. 3:5; Римл. 3, 21 – 24); Посему сделалось воистину подобным нам человеком То, что превыше всякой твари, Слово от Бога Отца, – краткое учение о Лице Которого (христология) и излагается далее проповедником. Спасение, совершенное Иисусом Христом, его цель и плоды. Краткое нравственное увещание слушателям с перечнем рекомендуемых проповедником добродетелей. Дата Пасхи, – δ᾿, р. 833 – 837

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист