
Проповедь 421 года (под ном. 9).
Наступление праздника Пасхи проповедник сравнивает с восходом солнца. Как в последнем случае все озаряется и оживляется; так и при возвещении о божественном празднике особенно просветляются души благочестивые и ревностные. Посему, проникнутый такою ревностью и называется в Слове Божием «боевым конем” (Иов. 39:25). А так как святой муж возбуждается к божественному подвигу и боголюбезному поведению не боевой трубой, а словом, повествующим о прекрасном, то посему проповедник, в силу своей обязанности (Ам. 3:2), и выступает с церковной проповедью, предмет которой указывает пророк Иоиль (1, 14): «освятите пост, проповедите цельбу» и проч. Без исполнфвия совета пророка не возможно получить жребий небесного благословения. А помогать христианам в подвигах (собств.: святым воинам в оружии и битве) и руководствовать их в сем священном торжестве обязаны, по слову Самого Господа, служители церкви (Числ. 10, 9 – 10). – а́, р. 577 – 580.
Аллегорическое толкование употребления труб (пред бранью и праздниками) в Ветхом Завете в применении к новозаветным событиям – в смысле учительного слова, возбуждающего борцов против похоти плоти к целомудренному мужеству, мирных еще празднолюбцев к прославлению Спасителя. – β, р. 580 – 581.
Описание наступившей весны в живых и поэтичеких чертах и образах, и аллегорическое толкование её в смысле мысленной весны, т. е. времени восстания Спасителя и всеобщего возрождения (людей) и обновления жизни, когда Господь объявил нас, бывших душевными вследствие господствовавшего греха, духовными чрез благочестие. Затем проповедник проводит различие между теми и другими, т. е. между душевными и духовными: первые бесчестному и лукавому усвояют имя достойного почитания и наоборот; духовные же знают одно добро и стремятся к нему, исповедуют веру в Бога и пламенеют любовью к Нему, – β᾿, р. 581 – 585.
Далее проповедник говорит о слабых и неокрепших еще в вере и божественной любви чадах церкви, о нравственно недужных, нуждающихся в особенном попечении, колеблющихся между верой в истинного Бога и идолопоклонством . На обязанности пастыря церкви лежит забота о них и вразумление словом назидания. “Как мы, спрашивает св. Кирилл, оставляя болящее, безрассудно направимся к тому, что не поражено никакою болезнью»? Доказательство мерзости служения ложным богам Кирилл берет из примера воина, попавшего в плен к варварам, забывшего там о своем отечестве и нравах и рабски подчинившегося новому царю. – ϒ,р.585 – 588.
Приложение вышеприведенного примера пленника к истории рода человеческого для объяснения происхождения многобожия и рабства греху и диаволу. Для сей цели проповедником рисуется картина первых дней человечества, и постепенное уклонение людей в идолопоклонство и многобожие, и подчинение тирании диавола. Первозданный человек не знал культа многобожия; только со времени Каина усиливается названная болезнь зла. И вот мы постепенно удалились от союза любви с Богом и запятнали себя мерзостями. Диавол помутил око нашей души и, связав человека чужеземными язычфскими культами, сделал того, который был свободен, связанным и закованным в цепи пленников . Но не вышел по замыслу его конец дела. Ибо воссияло нам Единородное Слово Божие и освободило от уз диавола. – δ’, р. 589.
Отсюда, из предложенной истории, проповедник делафт вывод, что в природе человеческой с самого древнего времени внедрено было познание единого и истинного Бога; недуг же многобожия есть явление приносное и плод извращенности. И хотя мы искуплены и избавлены Христом от сего позорного и гнусного многобожия, однако и между христианами есть еще колеблющиеся между сим многобожием и истинным богопознанием это двоеверы и вообще «двоедушные» лицемеры, против которых проповедник и направляет далее свою речь. Уже у греческих поэтов сильно обличается порок «двоедушия“ и «лицемерия”- (Пл. Гом. IX, ст. 112 и тд,). В самом деле – «зачем ты, спрашивает лицемера Кирилл, так ревниво скрываешь во мраке то, что так высоко ценишь в своем уме? Уже одним только страстным желанием «скрыть“ не доказываешь – ли ты постыдность того, что скрываешь? Так скрывают, почтенный, то, что заслуженно порицают другие, и что было бы осмеяно, быв предоставлено свободе слова“... Но если, продолжает проповедник, всеми и повсюду единогласно исповедуется Христос, то не тяжкому ли обвинению подлежит тот, кто колеблется и сомневается в справедливости этого? Сам Бог грозно обличал некогда двоедушие иудеев (Исх. 29:13). Но “не всуе ли, в самом деле, чтут Бога те, которые мыслию далеки от Него, которые служат твари паче Творца, о христианском только говорят и только блеском слов разыгрывают роль верующих в Бога“? Но если человека ещё можно обмануть таким лицемерием и двоедушием, то как укрыться такому от разгневанного Бога? Ни блеск, ни роскошь, ни баснословные богатства Креза здесь ничего не помогут. Ярость и громадность гнева Божия, изливаемого на двоевера – идолопоклонника, видна на примере нечествовавших блужением иудеев (Иер. 3:6): именно Бог отвергает их от Себя и обрекает на совершенное уничтожвние (Иер. 7:29), во образ чего и приказывает пророку остричь волосы на голове. Господь запрещает даже и молиться о них пророку (Иер. II, 14) и говорит, что Он отказал бы в просьбе – молиться за еврейский народ – даже большим пророкам, чем Иеремия (Иерем. 15, 1). – έ, р. 589 – 596.
Обличая открытое идолопоклонство, или двоеверие (у Кирилла «двоедушие” ), проповедник переходит за тем к опровержению возражения, – -“что Бог посылает столь тяжкоф наказание, может быть, только за открытое многобожие и идолопоклонство; за тайное же, если при этом на словах делается исповедание Бога, не посылает никакого наказания?“ 0 Боге нельзя говорить; “скрыто“ или «открыто”, отвечает на это возражениф Кирилл, ибо “вся нага и объявлена пред очима Его“ (Евр. 4:13). А потому и тайное двоеверие или идолопоклонство наказывается не меньшим гневом или яростью Божией. Пример сему находим также в истории израильского народа, изобретшего целые плеяды идолов и скрывавшего их в тенистых и мрачных местах и даже в притворах иерусалимского храма (Иезек. 8, 7 – 11). Но Бог, видящий все сокровенное, как написано (Иезек. 8, 12; Псал. 13, 1; 93, 7, 8, 9), чрез пророка изрекает за оное нечестие страшное наказание – именно поголовное истребление, «погубление с корнем”. – е́, р. 595 – 600.
Но Бог, так ужасно наказывающий повинных в пороке двоеверия, отмечает печатью высшфй благодати того, кто всецело покланяется Ему и только Его одного признает Богом . По сему мы должны, поучает проповедник, возгревать в своих сердцах прежде всего чистую и непорочную веру в Бога, как учит апостол (Евр. 4:5). При сфм проповедник кратко излагает учение о троичности Лиц в Боге, их единосущии и равенстве и взаимном отношении. Имея же в сердцах своих чистую и непорочную веру, мы должны, во-вторых, украситься фщф добрыми делами, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26). Но и дела без веры не имеют никакого значфния (2 Тим. 2:5). Так и атлету, чтобы отличиться на ристалище, необходимо ещф прежде состязаний сблизиться с председателем ристалища. Итак, будем сообразовать свою жизнь с божественным законом, искореним из своих душ нечистое удовольствиф и постыдные вожделения. Тогда то мы и будем приняты Богом и допущены к святому празднованию Пасхи. – ς᾿, р. 600 – 601.
Упомянув о Пасхе, проповедник излагает закон её празднования (Исх. 12, 43 – 44), именно рассматривает, кто не мог быть допускаем к ядению её по закону Моисея; это – иноплеменники, пришлецы, наемники, рабы и купленные (последние могли участвовать, если были обрезаны). По аллегорическому изъяснению этих названий в применении к новозаветной Пасхе, иноплеменники означают совершенно чуждых вере Христовой; пришлецы – это еще не укрепившиеся в вере, т. е. еще склонные возвратиться на свою сторону (неверия), наемник – это торгующий для показа любовью к Богу, т. е. лицемерно приступающий к таинствам, чтоб выиграть доброе мнение у видящих его лицемерные действия. Рабы и купленные имеют позволение приступать к ядению только после обрезания. Это значит, что мы были некогда рабами лукавых демонов, т. е. наших собственных страстей, но искуплены Христом, Который выкупил нас и купил собственной своей кровью. Посему мы и должны, обрезавши как бы и отсекши позор древнего рабства, восходить к свободному и боголюбезному состоянию и таким образом соединиться с Искупителем Христом . В заключение проповедник кратко излагает совершение и сущность таинства искупления и предлагает столь же краткое нравственное назидание слушателям . – ς, р. 601 – 605.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке