Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 422 года (под номером 10).

Высказав своим пасомым священный привет (Рим. 1:7) в виду приближения достолюбфзного и вожделенного времени св. праздника, провозглашенного еще в ветхом завете, проповедник словами Псалмопевца (Пс. 95, 11 – 12) характеризует сущность совершенного Христом и воспоминаемого праздником Пасхи. Так «Христос судил вселенную в правде». Между тем Сам Спаситель сказал о Себе (Ион. 3:17):,,не посла Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир”. Но если «судить”, или произносить осуждение, и “спасать“ – две вещи и различные и даже противоречащие одна другой; а в то же время истина не может говорить ложь; то в каком же смысле или каким образом Христос судил вселенную, или мир? Для примирения обоих названных мест и экзегетического выяснения слов Псалмопевца (95, 11 – 12), св. Кирилл рисует подробно историю и картину владычества диавола над людьми и над всей вселен ной (Ис. 14,14; 10, 14). Сего-то дерзкого тирана и судил по определению Божию (Ис. 14, 20 – 21) Христос, освободивший жителей поднебесной от уз греха. А что действительно нужно было потребовать тирана на суд за то, что он держал нас во грехе, и что действительно Спаситель осудил его и объявил нас свободными от него и от греха, это ясно видно – первое из Псалмов Давида (Пс. 34:23), а второе из слов Самого Господа (Иоан. 12, 31 – 32): «ныне суд есть миру сему“... Итак, очевидно, нет никакого противоречия в словах «судить» и “спасти“ ибо Христос действительно осудил оскверненного кровью зверя (сатану) и в тоже время оправдал (спас ) нас собственною кровью (1 Тим. 2:5). а’ – р. 605–509.

По связи со сказанным, проповедник раскрывает далее необходимость явления именно Богочеловека для того; чтобы спасти поврежденную грехом нашу природу, и кратко изображает тайну спасения нашего (Лк. 2:14; Еф. 2:14), следствием чего (т. е. спасения) служит то, что в наших душах отпечатлевается образ божествфнной природы (Гал. 4:19). Это отображение в вас Христа совершается чрез неукоризненную веру и евангельскую деятельность. Прекрасным средством для сего служит пост, источник всякой чистоты, и воздержание. Но для совершенства святости и полного величия добродетели не достаточно одного телесного поста; необходимо, чтобы с ним соединились еще чистота в действиях и святость в жизни. Быв искуплены Христом и освобождены от диавола, мы уже не можем работать двум господам, но всецело должны возлюбить Христа, чего достигнем чрез неукоснительное соблюдение заповедей (Ион. 14:15), непрестанное благочестие, чрез умерщвление плотских страстей и вообще подвиги воздержания (Гал. 5, 24; 29; Кол. 3:5). Благих трудов плод доброславен, но он достигается только путем упорной и тяжелой борьбы с плотью и сатаною, противоборство которого ужасно, как это аллегорически (1Кор. 10 – 11) и изображено в ветхозаветных Писаниях. – а́, р. 609 – 613.

Проповедник представляет далее мрачную картину египетского рабства евреев, коварство Фараона и его упорство на просьбу Моисея отпустить израильтян в пустыню для совершения праздника. При этом «брение» и «плинфоделание” являются символом рабства диаволу и образами нечистоты земных дел, отложившись от которых и вышедши из страны и власти тирана (диавола), только и можно приступить к служению Богу. Во всех действиях и словах Фараона св. Кирилл видит коварство и хитрость сатаны, практикуемых им в отношении к своим подчиненным . Приведши, напр., слова Фараона: «шедше пожрите жертву Богу вашему в земли сей”, Кирилл замечает: «видишь, как, не смотря на то, что божественный закон извлекает нас из греха, сатана все-таки восстает и противодействует ..., не хочет выпустить нас всецело из собственной земли (власти), но уговаривает как бы раздвоиться: угождать и ему и Господу всего“. Но как Моисей в ответ на приведенные слова Фараона сказал, что итак нельзя“, так и Спаситель подтвердил ; «никто же может двема господинам работать“. – Посему должно нам, говорит проповедник, с благородным и мужественным духом приходить к Богу, – приходить всецело и неукоснительно. Образ его начертав в истории агнца, закланного в Египте. Так, если бы израильтяне не заклали агнца в Египте во образ Христа, не помазали себя кровью его и не ели хлебов опресночных, то никогда не освободились бы от египетского рабства. Точно также и мы не иначе избежим натисков со стороны земных страстей, как только чрез общение с Христом, властным уничтожить могущество Фараона, т. е. сатаны. По этому поводу проповедник предлагает краткое христологическоф учение и характеризует таинство спасения в его главном моменте. – Но грех, умерщвленный Христом, умерщвлфн в нас может быть только тогда, когда мы вселим в свои души самого Христа, чрез веру и общение Духа, делающего нас сообразными Христу, по свойству освящения. Упомянув о Сыне и св. Духе, Кирилл, по видимому, показывает притом, в каком смысле Св. Дух называется Духом Сына, – именно в отношении (ὃσον) тождества сущности и свойственной Богу деятельности (энергии). Посему и Спаситель называется Истиной (Иоанн. 14, 6) и Св. Дух (Иоанн. 15, 26), или, как у ап. Павла (2 Кор. 3:17), ό δέ Кύριος τό Пνεύμα έστιν ού δέ τό Пνεύμα Кυρίσυ έλευθερία . «Видишь, замечает Кирилл на последние слова, как искусно тайноводствующий сохранил свойственное Сыну и Святому Духу: и тождество по сущности и мыслимость раздельности, т. е. разумею в отношении существования, каковое каждому приписывается и сущфствует на самом деле; ибо Духом естественно мыслится Дух, а не Сын, или лучше Дух Сына, образующий и преображающий в Себя то, в чем принял участие, чтобы Бог и Отец, видя в нас свойства собственного Рождения, возлюбил нас, как детей, и убелил премирными почестями». По тожеству только что высказанной мысли с учением ап. Павла о предопределении (Римл. 8, 29 – 30), проповедник толкует в этом смысле повеление Моисея (Исх. 13, 2; 11 – 12) – посвящать Богу первенцев . Моисей, говорит проповедник, не мог сообщать освящения, что свойственно одному Богу; следовательно, указанное Моисеем было прообразом . Так, повелевается, чтобы освящафмо было все перворожденное; а таковы именно «все святые, в которых воссиявает образ святого и перворожденного, т. е. Христа». – β᾿, р. 613 – 20.

Только что упомянутая вышемирная красота божественной сущности, продолжает проповедник, отпечатлевается в наших душах только тогда, когда мы становимся участниками божественной природы, т. е. приявшими Духа Отца и Сына; и это преобразование и перерождение, происходящее чрез освящение, сказывается именно в действиях и энергической мощи к добродетели. По сей то причине, думает Кирилл, Бог и повелевает освящать не всякое перворожденное дитя, но только мужеского пола. Почему же не освящается женский пол, хотя бы он и был перворожденным? Потому, отвечает св. отец, что в мужеском и мужественном поле созерцается как бы некая частичка того, что усматривается в божественной природе, – это мужественность и непоколебимость. Женский же пол не посвящается Богу потому, что он, будучи слабым, легко уступающим и одолеваемым, трусливым и робким и проч., признан неспособным (άπειρηχός) к ратоборству и отваге. Пример сего предложен в повествовании Моисея. Так Фараон, служащий в божественном Писании образом диавола, вооружился против приращения еврейского рода; кровопийца издал закон – оставлять в живых только женский пол, мужеский же топить в реках и болотах тотчас после рождения. Какую ж мысль может извлечь отсюда проницательный человек? – Ту, что приятны диаволу слабые, нерешительные и женственные умы. Посему лукавый и соглашается на продолжение (ίέναι) приращения женского пола, не опасаясь быть когда- либо побежденным им . Мужеский пол, напротив, считает воинственным и недоступным для поражения и, зная, что он будет совершенно неуловим для него, если, будучи воспитав в учении истины, взойдет в меру возраста Христова и возрастет в мужа совершенна, – убивает его ранее возмужалости. Что же отсюда? То, что все почитаемое у Бога, ненавистно диаволу, и наоборот: чего диавол страшится, то у Бога занимает подобающее место. Посему, например, Бог и повелевает Моисею (Исх. 1:23) переписать только мужеский пол и притом уже возмужавший; женский же пол, хотя бы и в полном девическом возрасте, не входит в перечисление. – ϒ, р. 620 – 624.

Указав снова на исходный пункт своего рассуждения, т. е. мысль о «сообразности Христу®, проповедник продолжает ; “как мужеский пол берется символом мужества, делающего нас сообразными Христу; так и женщина принимается в образец растленности и слабости духа, легко впадающего в удовольствия. Так, по изображению пророка Захарии (5,5 – 9), в образе женщины является беззаконие; и души, старающиеся поднять на высоту эту женщину – беззаконие, суть женские существа, имеющие крылья удода (славянск. “вдода“), т. е. падкие на нечистые действия и склонные к плотоугодию, ибо птица удод – нечистая, в особенности прожорливая до червей (под ними иносказательно разумеются страсти человека) и испражнений. Такою же усматривается всякая душа, преданная греху и удовольствиям. Ум же чистый питается одними учениями (церкви) истины, а под истиною разумеется Христос . В этом самом духе проповедник и делает далее, нравственное увещание к слушателям, чтобы они были нетленными и сообразными телу славы Христа. – δ,р- 624 – 625.

А что действительно тленное по природе (со временем ) изменится в другое, чем оно есть теперь, т. е. в нетленное, это видно из слов Бога к Моисею и Аарону (Исх. 16, 32 – 33) – о «гоморе манны”. Аллегорически изъясняя указанное место Писания, проповедник говорит : “хотя манна по составу своему была подвержена порче и оказывалась никуда негодною, когда хотели сохранить ее хотя на один следующий день; однако оставалась нетленною, быв положена в златую стамну и поставлена рукою Аарона пред Богом. Подобное будет и с нами. Воистину святой Архиерей душ ваших – Христос облечет тело наше божественною славою, как неким златым сосудом, и мы, поставленные пред лицом Бога, преобразимся в нетление. В пример сего и взята манна. – В виду такой благости Спасителя мы должны, взывает проповедвик, совершить всякий вид добродетели и неуклонно следовать евангельским внушениям ; ибо, исповедав Христа Господом и Богом, мы тем самым согласились на рабство Ему, условились на послушание, обязались на повиновение. К этому обязывает вас величие жертвы за нас Спасителя, явленной в воплощении и тайне искупления. В виду сего проповедник излагает учфние о Лице Иисуса Христа, Его божественном достоинстве, единосущии и равенстве со Отцем, Его божественном всемогуществе, о необходимости Его явления во плоти, чтобы, благодаря ей, мы в состоянии были созерцать неприступный свет Его Божества. Совершение Иисусом Христом спасения нашего чрез воплощение и пророческое служение. – δ’, р. 628 – 629.

Жестоковыйность, неверие, звероподобная ярость и злоба иудеев против Христа Спасителя, провозвещенного их пророками. Злословие и клеветы иудеев на Спасителя, и наказание их за такие неистовства Богом: сами они отвергнуты (от Бога), и синагога их разрушена до оснований. Венцем всех зверств служит предание Господа на смерть. Плоды крестной смерти Спасителя, Его Воскресение и Вознесение на небо. – В заключфние проповедник предлагает краткое нравственное увещание с перечнем добродетелей, рекомендуемых слушателям . – έ, р. 632 – 633.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист