Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Проповедь 420 года (под ном. 8).

Наступление святого праздника Пасхи проповедник ставит, согласно внушению Слова Божия (Иоил. 2:1), поводом к своему обычному церковному слову, содержащему в себе приглашение – выступить на божественные подвиги, и в виду приближения дневного света согнать сон с очей и постараться избегать дел ночи (Римл. 8, 12 – 13). Примерами мореплавателей (коммерсантов ), пускающихся в море с наступлением весны, – созревших виноградников, приглашающих к веселым гимнам, – а пожелтевших колосьев нивы, ждущих жнецов, проповедник доказывает пригодность для всего полезного и вожделенность наступившего весеннего времени. Но если так, то не следует ли и верующим украситься добродетелями в сие достолюбезное время? Если и во всякое время уклонение от благочестия служит началом испорченности и отнюдь не должно быть допускаемо, то тем более в настоящее время. Из примера атлетов, хотя всегда упражняющихся в своем искусстве, но однако особенную силу и ловкость показывающих на состязаниях, видно, что воспитанные в божественном законе, хотя всегда должны упражняться в благочестии, однако особенное благоразумие, мужество и отвагу должны обнаружить в данное время. Сохраняя же твердое и неизменное исповедание веры во Христа, верующие должны остерегаться от маскирующихся образом благочестия, силы же его отвергшихся, т. е. еретиков и их пустых словопрений и бабьих басен ; хранить же в тайниках своего сердца догматы, угодные Богу, свидетельствуя их подвигами благочестия. – а’, р. 553 – 56.

Хотя многоветвист путь, ведущий к подвигам добродетели, однако, говорит далее проповедник, «в одном заключается для нас вся совокупность превратного”, -, именно в заповеди о любви к ближнему (Мф. 19:19), в которой (любви) по учению апостола Павла (Римл. 13, 8 – 10) лежит исполнение всего закона. И действительно, любовью проникнута каждая из добродетелей, и наоборот: где нет любви, там нет и добродетели, там преступление. Таковы: обидчик, ненавистник, прелюбодей (“не из любви ли, скажешь, он, вступая в связь с чужими женами, заставляет краснеть и стыдиться их мужей“?!!), убийца, вор, грабитель и пр. Следовательно, закон, наставляющий нас на всякую добродетель, исполнение свое имеет в любви. – Приведя затем учение ап. Павла о любви (1Кор. 13, 4 – 8), св. Кирилл делает краткое изъяснение слов: «любы долготерпит », т. е. терпит долго, мужественно переносит все обиды и, что главное, быстро подавляет вспыхнувший против обидчика гнев, обезоруживая тем и самого обидчика и самому любящему давая доброе имя. Но главное в любви то, что она «не ищет своих си“. А «не ищет своих си“ тот, кто не заботится о своих личных интересах, кто всецело предан пользе общественной. Прекрасный пример сего представляют апостолы, которые, не смотря на запрещение им Синедриона – проповедывать о Христе, и следовательно, не смотря на угрожавшие им личные опасности, выступили с проповедью к народу... Именно они не искали своего, а заботились о пользе других. – Мало того: Спаситель, возводя нас на вершину кротости и братолюбия, не только повелевает отвращаться от чужого, но даже не противиться и не гневаться, если возьмут что-нибудь и наше (Лк. 6:30). – β᾿, р. 557–60.

Между тем грабители, засевшие на перекрестках дорог, и пираты, закидывающие сети разбоя при речных потоках, нападают с яростью на ни в чем неповинного ближнего. Называясь христианами, эти разбойники преступают закон любви и уподобляются свирепым зверям.,,Как не краснеешь ты, спрашивает душегубца Кирилл, обижая то, что было для тебя средством и поддержкой жизни? Ты и себя сделал мужеубийцей и землю оросил неповинною кровью! Как еще дотрагиваешься ты до блестящего железа, которое, вместо свойственного ему употребления, ты обращаешь на мужеубийство? Как же требуешь после сего ты, чтобы поля были орошаемы для тебя Богом ежегодно влагою, ты, который прячешься в тростнике (камыше) для преступной цели, скользишь по водам, чтобы из -за постыдной корысти осквернить неповинною кровью богодарованный поток и отдать морским зверям сородственного тебе человека?” Грозно слово Божие против таких преступников (Ис. 1, 15; 1 Дарств. 2, 30), ставящее источником такого нечестия упоение в благах и полное изобилие всего (Ос. 13:6); а отсюда роскошь, гордость и забвение Бога. Посему, нельзя не плакать о таких людях вместе с пророком (Мих. 7:23). Даже земледельцы египетские и те ведут междоусобные распри. Оттого гнев Божий и поразил египетскую землю страшным бедствием: обильная и смелая жатва, радовавшая и веселившая радужными надеждами земледельца, побита и завалена градом.ϒ, р. 561 – 565.

Какая же причина всех сих несчастий? – “Наши собственные пути и начинания (Иерем. 4, 18), наши тяжкие преступления“,’ отвечает Кирилл . Посему необходимо с раскаянием обратиться к милосердному Богу (Иоил. 3:10 и др.), и Он помилует согрешивших (Евр. 4:15). Ручательством милосердия Божия служит таинство Спасителя нашего, не отказавшегося пострадать за нас . При сем проповедник кратко передает историю домостроительства.

Затем, указав на то, что иудеи не приняли «образа домостроительства Спасителя”, восстали против Него и отвергли Его божественное достоинство, проповедник переходит к изложению так называемого христологического учения, – изложению в полемическом тоне против иудеев и по всей вероятности ариан или евномиан . – Здесь Кирилл доказывает прежде всего божественное достоинство Иисуса Христа, не как принятое Им со стороны, от другого, как, например, мы, но как существенным образом пребывающее в Нем (άξιόματι). Так Христос есть Бог по природе и соучастник свойств (или «собственности») Родившего; имеет могущество делать все, могущество не от другого лица полученное, но как Господь Сил – из сущности Бога и Отца. И сделавшись человеком, Он не перестал быть Богом ; Еммануил не отделился от Бога по природе. Ясно учит об этом апостол Павел, который словами: «Христос вчера и днесь, тойжде и во веки“ (Евр. 13:8) – не разделяет Еммануила на двух сынов, и это постоянное и вечное (διαπαντώς) тожество (τό ώσαύτως) приписывает не одному только голому Слову от Бога Отца, но Слову вочеловечившемуся, так как приписывает его Иисусу Христу, а Иисус – от «спасения народа“,Христос же – от помазания ради нас (т. е. имеют названия). – δ, р. 565 – 68.

Далее, в полемическом же духе проповедник опровергает следующее возражение еретика или иудея: » если Христос родился в последние времена, то как же Он мог быть всегда, даже когда еще и не рожден был?” По мнению Кирилла, это возражение только подтверждает вышеприведенные слова Павла. «Почему другому сей исполненный Духа Святого муж (Павел ) приписал рожденному в последние времена храму (т. е. Слова Божия) то, что составляет принадлежность присно живого и истинно сущего Слова, как не потому, что считал безбожным и ужасался разделять на два единого и единственно истинного Сына и после вочеловечения? То, что собственно и по природе присуще Слови еще прежде воплощения, то самое он усвояет снова и явившемуся во плоти (т. е. Слову), не другого принимая в явившемся во плоти по причине плоти, но неприкосновенным удерживая за ним достоинство Божества и тогда, когда Оно сделалось человеком “ То же учит о Себе и Сам Спаситель (Иоанн. 3, 12, 13; 6, 62, 63) «под именем Сына человеческого”. «Ибо каким же образом говорит Он так о снисшествии с неба Сына человеческого и о том, что Он взойдет туда, где был прежде? Итак видишь, как Он, связав (соединив ) Слово безраздельным и неразграничимым единством неизреченного единения (с плотью), требует, чтобы нами был исповедуем единый Христос и прежде плоти и во плоти. По сей то причине Он и говорит, что плоть, хотя она по своей природе и есть земная, снизошла свыше и с неба, а также, что и взойдет на небеса, где прежде была. Ибо то, что присуще Ему самому, он усвояет собственной плоти, как не иной будучи от неё, поскольку вступил с нею в единение по домостроительству“. – “Но ради высшего единства мы не уничтожим различия в природах, т. е. того, что по собственной природе Он есть сияние Отца, а по другой, далее, Он есть плоть от земли, или совершенный человек, как говорит и Св. евангелист: Слове плоть бысть (Иоанн. 1, 14), – е́, pag. 568 – 69.

Словами Афанасия Великого проповедник начинает излагать, далее, учение о едином Лице в Иисусе Христе, т. е. едином Христе при двух иди в двух естествах, замечая при этом, что нас не должна смущать неизреченность образа сочетания естеств: «глубина таинства может быть воспринимаема верою”. Но если плоть Спасителя была Его собственным храмом, то отсюда следует, что, и сделавшись человеком, Христос (т. е. вместе с плотью) принимает поклонение от св. ангелов . Так говорится (Евр. 1. 6) «егда вводит первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии“. Но пусть ответят теперь признающие 2-х Христов, или двух сынов: каким образом Слову, Сущему из Бога и Отца, приличествует называться перворожденным еще прежде вочеловечения? Каким образом Он единородный, если перворожден? Если кто станет разделять единого Сына на двух и одному из них относить Слово Первородный, а другому Единородный, то противником такого окажется все священное Писание, утверждающее то и другое о Христе в собственном смысле. Так, когда «первородный“, то это человек «во многих братиях “, когда же «Единородный“ – то это слово от Бога и Отца. Но един есть Христос, и зная это, Павел сочетает (Кол. 1, 14 – 18) со свойственными Богу совершенствами свойства человеческой природы, называя одного и того же Христа и образом Отца и перворожденным твари и пр. Между тем разделяющие во Христе двух сынов должны допускать или признавать, например, что человеку может приличествовать дело творения (свойственное, однако, одному Богу), а Богу не чуждо умирать. – Итак, обитал Бог Олово в собственном храме, в теле, воспринятом от жены, имеющем разумную душу; но воспринятое обратил в собственную славу. Посему-то Иисусу Христу (т. е. Богу Слову вместе с плотью) и подобает божеское поклонение (Филипп. 2,10 – 11), а евангелисты и апостолы исповедуют Богом и Господом явившегося в человеческом виде (1 Кор. 2:12; Мал. 9:11; Иоанн. 20, 29; Матф. 16, 13, 17,19). “Сей то вере последуем и мы“, говорит Кирилл. – Изложив затем кратко историю и тайну домостроительства о человеческом спасении, и преподавши приличное нравственное увещание (общего характера) своим слушателям и пасомым, проповедник указывает время празднования Пасхи и оканчивает проповедь. – ς, р. 572 – 577.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист