
Проповедь 419 года (под ном. 7).
Обрадовав слушателей радостною вестью о наступлении святого и вожделенного для них Праздника, проповедник говорит о своей обязанности в виду сего, – выступить с проповедью, каковую обязанность он и исполняет в данную минуту. Темой для своей проповеди он берет совет апостола «очистить себя от всякой скверны“... (2 Кор. 7:1) и «умертвить уды наша, яже на земли“... (Кол. 3:5). Средством для сего, по подражанию врачам, предписывающим своим пациентам ежегодные очищения и воздержание от пищи, и мы предпримем, говорит проповедник, пост в качестве духовного лекарства, действующего на душу очистительным образом . Пост – корень всякой добродетели, путь к чистоте, доблестный воин прогив превратных чувственных вожделений и закона плоти с его удовольствиями. Но при этом нужна еще беззаветная отвага и решимость трудиться для добра и добродетели, – трудиться до поту лица. Без этой мужественной отважности ни один атлет не одержал бы победы над противником на гимнастических состязаниях . Выступая уныло (понуро) и трусливо, он еще прежде, чем поднимется пыль ристалища, бывает уже побежден своим страхом . Так же точно усердный и мужественный в избранном житии должен скорее радоваться от трудов, чем отягощаться ими. Подвиги борьбы – это его богатство и пища. А ленивый и одержимый недугом инертности трепещет от одного слуха, «что богатство стяжавается трудом “. Посему, «мужается, взывает св. отец, и да крепится сердце наше“. Сам Спаситель наш говорит (Мф. 10:38), что желающий следовать за Ним должен быть свободен от всякой лености и трусости. Как ребенок с малыми своими и нежными ножками не способен бежать за быстроногим юношей, так слабый и изнеженный ум (дух ) – следовать по стопам Христа. – Этим подвигом поста и суровых подвигов и страданий увенчал себя мужественный воин Христа, апостол Павел, с гордостью указывающий на себя: «Подражатели мне бывайте, якоже и Аз Христу (1 Кор. 4:16). Он (Павел ) ни во что вменял всякое страдание, лишь бы явиться истинным учеником Христа (Деян. 21:13). И кого же брал он в союзники себе в борьбе с телом ? – Пост (2Кор. 6, 5, 11, –27:, 1 Кор. 9:27). Благодаря ему, сей Апостол подчинил бунтовавшие в членах нашего тела вожделения изволениям духа. Сие и вам заповедует делать апостол Христов, – а, р. 536 – 540.
И не относительно одного только поста апостол Павел служит для нас руководителем и примером . Он возводит нас к основному началу добра – любви к ближним, которую и Господь полагает самым верным критерием близости верующего к Нему (Иоанн. 13, 35). Без любви к Богу и ближним, по учению ап. Павла (1Кор. 12, 31; 13, 1 – 3), вся вереница прочих добродетелей, хотя и желательных в христианине, оказывается бесцветною. Но апостол сей показывает не только силу и цену любви, но и самый образ обнаружения и дух её (1Кор. 13, 4 – 8). И как легок путь сей добродетели! А между тем – это стезя святых, ведущая в вышний град, его же художник и содетель – Бог . Сбившись с неё и вступив на извращенный путь жизни, мы низринемся на дно ада. Посему будем подражать любви, кротости и смирению Господа (Мф. 11:29), не будем подражать грубости диких зверей, разжигаясь взаимною ненавистью. Ведь даже и бессловесные животные, не смотря на то, что лишены разума, стараются жить вместе и обществами, помогают и защищают друг друга и делятся пищей. Только получивший власть над всеми животными и обладающий разумом человек не замечает падения своего в крайнее безумие, необузданный нрав считает мужеством, не почитает Творца и пр. Между тем один виновник всего нашего рода Адам, и один Бог создал нас, – не для взаимной вражды и раздора, но для совместной и проникнутой любовью жизни. – а́, р. 540 – 544.
Но этого коренного начала общественной христианской жизни и не замечается между пасомыми Святителя александрийского. До меня доходят слухи, говорит пастырь, что египетские деревенские юноши, безрассудно тратя силы и здоровье юности, вооружают свою руку мечем жестокости, нападают на пограничных и соседних жителей, производят возмутительные мятежи и грабежи и затем предаются кутежам и проматыванию чужих средств . Посему проповедник обращается к ним с словом увещания – прекратить подобные вольности, не раздражать всевышнего Царя и Господа, выбросить из руки своей меч, оскверненный кровью, и потушить в себе незаконную страсть к чужому, рассечь узел вражды и укротить гнев . Остерегая необузданных от подражания Каину наказаниями, понесенными последним, проповедник раскрывает пред ними мрачное и безотрадное состояние души у законопреступника. Между тем, как чисто и спокойно на душе у праведного! Но кроме сего уже на самих же египтянах заметны следы гнева Божия за названные преступления. Это – страшная засуха и бесплодие на полях и в садах . То, ожидание чего так сладостно наполняло души земледельцев и виноградарей, теперь обратилось в причину неутешного плача. И всё это за то, что сами египтяне омочили человеческою кровью плодоносную почву, подняли друг на друга братоубийственный меч . Таким образом, издревле предсказанное об иудеях (Ам. 5, 16 – 17; Плач. 1, 11; 4, 4 – 5 и пр.) сбывается теперь над египтянами: страшный голод опустошает их землю. Посему, раскаемся в своих преступлениях, взывает Пастырь, припадем к милосердному Богу, и Он, являвший столько милосердия к людям (Мих. 7:18; Иерем. 14, 20 – 21), несомненно пошлет нам свою милость, как, видно из слов пророка (Иоиль 2, 19 – 26). И никто не должен сомневаться в милости Божией; следует только обратиться к Богу с раскаянием . Это заметно уже на обстоятельствах самих египтян . “Вот еще пребывающим нам во грехе, говорит Кирилл, Бог дарствует уже изобилие обычных средств пропитания. Еще не показалась слеза твоя, как уже Бог явился сострадательным . Если же Он не отказывается изливать милости еще не плакавшим, то ужели приветливо не обрадует кающихся?“. Посему проповедник приглашает словами Иоиля (2, 15 – 17) своих пасомых к раскаянию, посту и молитве пред Богом – β᾿, р. 544 – 549.
Уверенность в божественном милосердии можно уже находить и в таинстве спасения вашего, совершенного Иисусом Христом, Сыном Божиим . Так, когда все уклонились ко злу и предались греху, снисходит на землю единородное Слово Божие, единосущное и со-равное Отцу, становится воистину человеком, и возносит грехи на теле своем на древо, чтобы уничтожить жизнь рукописания грехов наших и умертвить тиранствующие над нами греховные идовольствия. Несчастные иудеи, пригвоздившие Спасителя ко кресту, обманулись в своих рассчетах . Диавол был повержен и заключен во аде. Спаситель же воскрес тридневный, возшел на небеса и соединил земное с небесным . В виду сего краткое нравственное увещание к слушателям и пасомым, Дата Пасхи. – β’, р. 549–52.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке