
#Подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде купно утро наяти делатели в виноград свой.
«Ты слышал, возлюбленный, евангельскую притчу Господа; выслушай и посильное изъяснение наше. Домовладыка великого дома – это Господь Бог, ибо дом – мир; Владыка же, создавший его – Бог . Виноградник Его – это природа человеческая; делатели виноградника – это святые, работающие для спасения людей. Первый час означает время благочестивых при Авеле, Енохе и Ное, ибо они были первыми богопочитателями, т. е. первыми делателями виноградника. Так Ной, – разумей в духовном смысле, ибо духовны (таинственны) слова, – насадил виноградник . Сии работали до 3-го часа. Время после 3-го часа есть период Авраама, Исаака и Иакова, ибо и они делатели спасения нашего, трое по числу, почему и работали до 6-го часа. От 6-го часа – средина дня, когда солнце ярче освещает вселенную, – это время закона, потому что теперь именно озарил человечество заповедями закона истинный свет – Бог наш . Так, действительно «заповедь Господня светла, просвещающая очи“ (Пс. 18:9), и еще: «свет – повеления Твоя“ (Исх. 26:9).
От 6-го часа – полдень. Действительно, когда преполовились времена от начала миротворения и до скончания времен, тогда в качестве полуденного луча послан был Моисей и Аарон, и вот культ закона до 8-го часа. Девятый же час – время духоносных пророков, ибо и они, как прекрасные делатели, были посылаемы Домовладыкой возделывать виноградник души нашей до 10-го часа. Десятый час – пришествие Единородного; ибо на последок времен, по исполнении веков, снисшел к нам Сын Божий, Слово Бога; и как с 11-го часа до 12-го остается один уже и последний час (время), так и от пришествия Христова до исполнения (веков ) – одна година (время). Слушай, что говорит Иоанн: «дети, последняя година есть“ (I Иоанн. 2, 18).
Ты видишь, что Владыка виноградника, вышедши в 11-й час и найдя праздностоящих, нанял их. Кто ж эти праздные? Мы от языков; ибо праздны мы были от боговедения, праздны от добрых дел. И говорит им: «что зде стоите весь день праздны»? (Мф. 20:6) Целым днем Он назвал время от начала творения мира до пришествия Его (Спасителя), ибо доселе язычники были праздны, не ведая Бога, «яко никто же нас наят “, отвечают. Благорассудительны язычники: действительно, никто их не нанимал, – ни закон, ни пророки; последние были посылаемы к Израилю, а не к язычникам . Посему очень разумно отвечают, – «яко никто же нас наят”.
Но благий Домовладыкf говорит; «идите и вы работать в винограде, и еже будет правда, дам вам” (Там же, 7, 4). И вот праздные стали делателями; ибо работает ныне сия Церковь, некогда бывшая праздною: работает лик апостолов, мучеников, подвижников, монашествующих, святых дев, девственников (τών έϒχρατών) и живущих в честном браке. И заслуженно взяла сия Церковь один динарий. Так быстро работающий способен за один час сделать то же, что и трудившийся с раннего утра. Вот и разбойник за один час услышал: «Днесь со Мною будеши в раи“ (Лк. 23:43).
Но слушай, что говорят те: «мы понесли тяготу дне и вар“ (Мф. 20:12). Правду говорят они: язычники в период закона не несли тяготы ярма закона и однако же были уравнены с первыми в работе. «Друже, говорит, я не обижаю тебе“. Не обижает праведный Судия. А что бы слова: «хощу сему дати, якоже и тебе“, ты не счел лицеприязнью, а не делом благодати, думай так: сколько бы мы ни делали, сколько бы ни трудились, мы ничего не делаем достойного цены: «вся правда человека, якоже корне нечистыя“ (Исх. 64:6). Все есть дело благодати, как говорит Павел: «оправдаеми туне благодатию Его” (Мал. 3:24): и «не от дел, да никтоже похвалится” (там же). Дар Божий не потому, что мы не трудимся, но потому, что ничего достойного награды не можем сделать. Ибо говорится: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом“. В самом деле, ты подаешь бедному хлеб, а получаешь в наследие Царство Небесное, – видишь, что значит: «хощу дати“...
А далее: «аще (ужели) око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь”. (Мф. 20:15)? Не сказал, что святые лукавы; напротив: “не лукавы ли вы, так как Я благ “? Ибо поистине Он благ по благости. Не по работе, следовательно, и плата: труд ничтожен, а награда велика. Ты напоил жаждущего чашей воды, а получаешь «их ж е око не виде и ухо не слыша» (Исх. 64:4; 1 Кор. 2:9). Видишь, как Он благ. А начинает от последних к первым потому, что первые будут последними: и «нареку народ Мой народом Моим” (Ос. 2:24) и потом: «дондеже (когда) исполнение (полное число) языков внидет; тогда и весь Израиль спасется» (Мал. 11:25) во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь“. – р. 1096 – 1100.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке