Отличительным общим признаком всех проповедей св. Кирилле Александрийского, написанных в период времени от 431 до 444 года, служит то, что все они так или иначе касаются несториевой ереси, т. е. или прямо направлены против неё, или развивают догматы, отвергаемые этой ересью, или просто упоминают о ней, – между темь как характерным признаком проповедей предыдущего периода является отсутствие всякого упоминания и намека на эту ересь. Большую часть проповедей составляют проповеди 431 года, именно произнесенные в Ефесе, а потому и называемые Ефесскими, меньшую – в Александрии по поводу переговоров с восточными и прочее.
Первое место между Ефесскими проповедями принадлежит по нашему мнению проповеди под номером 11– м, надписывающейся: «похвальное слово св. Марии Богородице“ (έϒχώμιον είς τήν άϒίαν Мαρίαν τήν θεοτόχον). Что означенная проповедь сказана в Ефесе, на это указывают с несомненностью такие, например, выражения: «радуйся город Ефесян, ставший еще более морским, потому что вместо земных гаваней к тебе пришли ангельские и небесные пристани! Радуйся азийского округа украшение“ и пр. (р. 1032) Далее, проповедник в этом похвальном слове и не только выражает свою радость о благополучном прибытии епископов целыми и невредимыми, хвалит красоту сонма их и причиною их счастливого, именно морского, пути и прибытия ставит невидимую помощь и охрану покровительницы Ефеса – Божией Матери, а так же Иоанна Богослова, но не делает прямых указаний на какие – нибудь происшествия в Ефесе, случившиеся в промежуток времени от 5-го июня но 30 октября, значит, проповедь была произнесена ранее всех Ефесских событий 431 года. – некоторые, однако, думают, что указанная проповедь была сказана перед отъездом Кирилла из Ефеса (т. е. около 25 – 30 октября) в церкви святого Иоанна Богослова (Порфирий Попов, в приб. к твор. ев. оо. т. 13-й, стр. 283-я). но, как мы уже сказали, против такого мнения говорит все содержание беседы, имеющее в виду пастырей, только что и притом благополучно прибывших, и прибывших именно морем, так что можно думать, что речь в проповеди обращена была специально к египетским епископам, приехавшим на собор вместе с Кириллом. Как иначе, например, можно понимать такие выражения: «Так как я предавался сильной печали по причине беззаконного злохуления Нестория, то созвал это множественное и многочисленное (собств. “пестрое“) ангельское и небесное сборище..Это все – те, которых бурные волнения моря повергали в страх, но которые, ступая радостными ногами, очутились здесь, презрев всякий страх в виду чаяния Господа или лучше из страха Господня, и взявши крест, как мудрые защитники Марии Богородицы, явились сюда. Почему и ободренные святыми молитвами их мы вкратце выскажем приветствие городу сему, – и я, таким образом, направляю свое слово к похвале Богородице... Радуйся..., азийского округа украшение, потому что как драгоценными маргаритами ты застроен кругом храмами святых, и ныне святишься, попираемый ногами многих св. отцов; по истине даже ворота и улицы портового города благословляют приход святых отцов”... (pag. 1029 – 1032). С другой стороны и Несторий считается здесь еще сильным противником, на осуждение которого Кирилл еще только надеется: »...снова злоязычный нечестивец сей (Несторий), говорит Кирилл (pag. 1036), надеюсь на покровительствующих ему комитов, так превознесся, ободренный ими, что издевался над нами, думая, что нагоняет на нас страху, что вам – де со вздохом и слезами мы будем повторять это известное: «благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи“ (Пс. 117:9). Ибо сей, сей проклятый, раскрыв свой золотой колчан, возбуждал против нас консулов и комитов, толпу сановников и придворных . Но мы скажем оное пророческое слово: «сии на колесницах и сии на конех ; мы же о имени Господа Бога нашего“ (Пс. 19:8). Так хотя бы и к властям мира и к самому благочестивейшему Государю мне пришлось говорить, то я не устыжусь и не сробею“. Таково именно и было положение Кирилла и Нестория до собора (22 Июня), и таких слов о Нестории Кирилл не мог уж е говорить в октябре месяце.... Но некоторые выражения могут относиться и к тому и другому времени, т. е. и к первым числам июня и к последним октября. «Расточив назначенное для нищих златолюбцам, говорит Кирилл о Нестории, он надеялся чрез сих последних поразить истину; но вместо того, от такого постыдного сребролюбия подвергся ужаснейшему кораблекрушению; сидя в гавани, не сберег корабля, не удержал кормила веры“... Посему Бог, наконец, изженет тебя из священства и отделит тебя от мудрости отцов, изгнав сначала из царственного города, а потом и с первосвященнического престола, которым ты недостойно завладел“ (р. 1037). Но ведь слова эти можно понимать не как факт, а просто как угрозу. Несомненно еще, что «Похвала Марии Богородице“ произнесена ранее беседы, надписывающейся: «проповедь, сказанная в Ефесе, когда 7-м сошли в Церковь «св. Мария“, – потому ранее, что в последней ясно заметны выдержки из первой, напр.: «какой мир? – Господа нашего Иисуса Христа“ и проч. (pag. 1033 и pag. 992), – последняя же между тем сказана, как увидим, в средине июля месяца. Наконец, что касается того, в каком храме была говорена данная проповедь, то всего вероятнее, конечно, предположить, что в «Великой церкви Св. Марии“. Не совсем сообразно с делом говорить похвальное слово Св, Деве Богородице в храме Св. Евангелиста Ионна Богослова, как думает архим. Порфирий, когда в том же Ефесе была церковь Святой Марии.
В начале слова проповедник высказывает свое радостное чувство при виде славного собора св. отцов и делает характеристику их в панегирическом тоне. Упомянув, затем, о цели их прибытия («явились сюда, как мудрые защитники -воины Марии Богородицы“...), оратор обращается с панегирическим приветствием сна чала к городу Ефесян и евангелисту Иоанну Богослову, как патрону Ефеса («радуйся, искоренитель демоновской лжи, сокрушитель храма Артемиды, пристань и ратоборец ЕФеса» и прч.), а потом к святой Приснодеве Богородице: «радуйся и Ты, Мария Богородица, Дева – Матерь, Светоносица, чистый сосуд,... голубь невинный, светильник неугасимый... Радуйся, Мария Богородица, чрез которую пророки вопиют, пастыри славословят ... ангелы ликуют... Радуйся, Мария Богородица, ибо чрез Тебя укрощены и затихли волнения морские, с радостью и кротостью вынесшие на берег со-рабов наших и со-служителей..., благовествующих мир (Исх. 52:7). – Какой мир? – Господа нашего Иисуса Христа, Проповедника мира (Иоанн. 14, 27),Которого не принял злохулитель Несторий, говоря, что не рожден Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Слово – от Девы Марии“. – pag. 1029 – 1036.
Переводя отсюда речь свою к Несторию, Кирилл говорит о предшествующей полемике своей с ним о покровительствующих ему (Несторию) в данное время комитах о надменности его и нечестном образе ведения борьбы. Не без меткости Кирилл называет здесь Нестория «злоязычным петухом “ и хвастливо-надувшимся «индюком ». «Открыв свой колчан, говорить Кирилл, он (Несторий) старался подстрекать против вас консулов и комитов и толпу сановников придворных” ... Но проповедник не страшится никакого исхода; все его внимание обращено на богохульное учение Нестория: «Кто слышал, спрашивает он, столь ужасные и страшные вещи? Христа и Бога Слово, пророками и апостолами возвещенного нам, применяют теперь в человека и Богородицу называют человекородицей»?!... «Он кощунствует над божественным изречением (λόϒιον τού θεού), говоря: «распяли человека“. Такое кощунство над Господом превосходит все злохуления язычников, иудеев и еретиков – Ария, Манихеев, Савеллия, Иорфирия, Фотина и др. За сие проповедник грозит Несторию страшным судом и наказанием Божиим (Лук. 12, 18 – 20). В противовес же лжеучению его Кирилл приводит православное учение о божественном достоинстве Иисуса Христа. Иисус Христос есть Сын Божий, родившийся от Девы Марии, что ясно из ветхозаветных пророчеств (Пс. 2:7; йс. 7, 14) и даже исповеданий демонов (Мф. 8:29) – «что нам и Тебе, Иисусе, Сыне Божий», – которым (демонам ) уподобляется еретик . “О ужасная вещь, исполненная безумия”! Восклицает автор:,Демоны с отцом своим диаволом называют рожденнаго от Марии Сыном Божиим, а сей превращает Сына Божия в человека“, стараясь внушить это даже благочестивейшему императору и царевнам . Снова, затем, указав на страшный суд Божий за такое злохуление и попрание учения отцов, апостолов и евангелистов, проповедник обращается к себе, как борцу против еретика. «Но не нашел нас, говорит он, неприготовленными против беззаконного и вероломного учения. Мы полагаемся не на воинские оружия и не на златовидную и прекрасную оборону; но делаем обличения против него от Священных и Божественных Писаний”. А чтобы отклонить от себя упрек в злорадстве и личной неприязни к Несторию, проповедник ссылается на то, что он письменно простирал к Несторию руку, но последний отвергал ее. В свидетели справедливости сказанного Кирилл ставит епископа римского Целестина, тоже письменно убеждавшего Нестория оставить безбожную ересь.– – Снова, затем, указав Несторию на праведный суд Божий и ободрив себя словами псалмопевца (Пс. 51:10), а государям и царевнам пожелав иметь Сына и крепость их державе, проповедник словословиями Господу оканчивает проповедь. – р. 1036–1040.
Второе и третье место между Ефесскими проповедями принадлежит проповедям под номерами 1-м и 2-м. В этих беседах нигде еще не говорится о Нестории, как уже осужденном, что произошло 22 июня, но только как о враге церкви и православного учения, которого еще имеет только постигнуть праведный суд, не страшный между тем для правоверных . Так, в 1-й проповеди к Несторию относятся только следующие слова: «посему прими, человек, сей умственный свет! Свет истины тебя озарит и оставь бороться со Христом: Он не знает победителей: побеждает Сам всегда и во всем “ (р. 985). Во второй же беседе даже нет прямого упоминания о Нестории; говорится напр. только так: «если кто возлюбит сей образ плавания, то путь тот держит в уме, как звезду, глаголы благоглаголивого богослова, и тогда он благополучно перейдет горькие потоки ересей, тогда достигнет он безмятежной пристани и встретит самую истину, т. е. Христа” . На основании этого, таким образом, мы считаем обе означенные проповеди произнесенными ранее 22 июня 431 года. Однако недоумение возникает относительно надписания проповеди № 2-й: Лεχθέισα έν ‘Eϕέσψ, έν ήμέρα τοῦ άϒίου ‘Iωάννου τού εύαϒϒελιστού………Между тем память св. Евангелиста Иоанна Богослова совершается 8-го мая и 26-го сентября. Для устранения этого недоумения мы допускаем, что в то время и при том в Ефесе, где была гробница апостола, празднований в честь о памяти Евангелиста было несколько в году, и между прочим было празднование памяти его и в первой половине июня. Допускаем это потому, что ни 8-го мая, ни 26 сентября проповедь эта не могла быть произнесена, так как Кирилл прибыл на собор лишь в первых числах июня, а в сентябре месяце томился заключенный в темнице. Но можно предположить, что установление празднования в честь памяти апостола 8 мая и 26 сентября имеет позднейшее происхождение.