
“Беседа на сретение Господа нашего Иисуса Христа“ (под номером 12 м).
“Многочисленно собрание, так начинает проповедник, усердны слушатели, – ибо я вижу полную церковь, – но беден тайноводствующий. Только отверзающий уста и язык человеку силен направить нас на благие мысли, как Сам Он говорит в одном месте: «разшири уста твоя, и наполню я“ (Пс. 80:11). И потому все, неленостно пришедшие сюда и собравшиеся на празднество Господа, усердно прославим праздник сей с зажженными
Приведя слова апостола Павла (1 Кор. 1:19): «обрезание ничтоже есть“..., проповедник выясняет истинный или духовный смысл обрезания. «На 8-й день, говорит он, Христос восстал от мертвых, даровав нам обрезание в Духе, Так Бог заповедал св. апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28. 19). Мы утверждаем, что оное духовное обрезание совершается именно в момент св. Крещения, когда Христос являет нас участниками Св. Духа. Прообразом сего был оный древний Иисус, бывший вождем после Моисея. Он перевел через Иордан сынов израиля и на первой (т. е. после перехода чрез Иордан ) остановке обрезал их каменными ножами. Потому, когда мы переходим через Иордан, тогда Христос обрезывает нас силою Св. Духа, не плоть отсекая, но омывая язвы душ“. – р. 1044.
Изъясняя, затем, обстоятельства принесения Господа во храм для поставления пред Богом, проповедник обращает внимание на принесенную Марией жертву, – двух голубиц. «Что же означает горлица, или голубь? Спрашивает он и отвечает: «Голуби между полевыми птицами отличаются особенной нежностью и кротостью. Таковым является для нас и Спаситель всех, исполненный совершеннейшей кротости“... Но при этом «Христос Себя Самого принес в воню благоухания, чтобы чрез Себя и в Себе привести нас к Богу и Отцу, – разрешить отчуждение, тяготевшее под нами чрез преступление Адама и господствовавший над всеми вами грех”, о чем мы и взывали к Господу (Пс. 24:16). р. 1044 – 45.
Показав, что явление Спасителя было предсказано пророками, и потому принесение Спасителя в храм известно было Симеону, Кирилл излагает историю самого Сретения Господа Симеоном, и объясняет слова последнего – «Свет во откровение языков” (Лук. 2, 29 – 32) в смысле возблистания света истинного боговедения для находящихся во мраке и поклонявшихся демонам . «Итак, заключает проповедник, Христос стал светом в откровение языков и славой Израиля. И хотя многие из них (израильтян ) были нечестивы и вероломны, извращены и жестокосерды, однако остались некоторые и прославлены во Христе. Началом таких были божественные ученики, слава которых озаряет весь мир. Слава, далее, Израилю и потому, что от них произошел Бог по плоти, хотя Он, как Бог, выше всех условий телесных”. Из дальнейших слов Симеона св. Кирилл останавливается на следующих: «се лежит сей на падение и на восстание многих во Израили, и в знамение пререкаемо”. Приведя пророчество Исаии о Христе (Ис. 8, 13, 14, 15), он говорит: «но поскольку Израиль не освятил Эммануила, как Господа и Бога, и не хотел уверовать в Него, то запнулся, как о камень, о неверие, сокрушился и пал . Но восстали многие, именно уверовавшие в Него; сии пересажены были из подзаконного культа в дух, и из духа рабства, который имели в Себе, обогатились свободой, т. е. святостью“ и проч. «Знамение же, служащее предметом пререканий, есть честный крест (1Кор. 1, 23 – 4), который для погибающих считается глупостью, для знающих же действо его служит во спасение и жизнь. Сказал Симеон и Святой Деве: и душу Твою пройдет меч, называя этим именем по всей вероятности скорбь, которую имела Она чрез Христа, видя распинаемым Рожденного Ей“. А что Она не знала о воскресении Его, это нисколько не удивительно, ибо случилось и с апостолами то же самое (Иоанн., 20, 25.)-pag. 1045 – 1049
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке