Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Беседа на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (№ 9-й).

«Искусные в состязаниях, начинает проповедник, услаждаются рукоплесканиями зрителей; но стремящиеся достигнуть божественных дарований и упования, уготованного святым, охотно выступают на состязания в благочестии о Христе“. Для последних не страшны никакие искушения и никакие напасти не опасны для их мужества. Богатство для них заключается в страдании, как и учит Спаситель (Матф. 16, 24 – 25). «Страдание же, избранное ради Христа, не остается без награды, оно уготовит участие в вечной жизни и славе. Между тем ученикам, продолжает проповедник, еще не приявшим силы свыше, естественно, конечно, было разделять человеческие слабости и спрашивать себя: каким образом можно отвергнуться себя? Или каким образом погубивший свою душу снова обрящет ее? И какую награду получит сделавший это? Чтобы отклонить учеников от подобных размышлений и вселить в страстное желание славы, которая ожидает их, Господь отвечает (Мк. 9:1; Лк. 9:24) им: «Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие“. Что ж? неужели в том ответе предуказывалось им продление жизни до того времени, когда, по совершении веков, Господь, сойдя с неба, утвердит царство, уготованное святым?“ Заметив, что действительно и это было вполне возможно для всемогущей божественной воли, проповедник говорит, что царством здесь названо зрелище славы, в которой Господь явится живущим на земле, когда придет во славе Бога и Отца, но не в уничижении уже по нашему подобию. В подтверждение своих слов Господь и делает получивших вышеуказанное обещание зрителями чуда Преображения (Лук . 9, 28 – 9), как образа будущего царства славы. Упомянув о Моисее и Илии, глаголавших исход Спасителя, Кирилл толкует: » Действительно, справедливо, что закон, данный чрез Моисея, и слово пророческое (Илия – синекдоха) предвозвестили тайну Христа . . . Следовательно присутствие Моисея и Илии и разговор их друг с другом был и неким символом домостроительства, показывающим, что копьеносимый законом и пророками есть Господь наш Иисус Христос, предвозвещенный ими как Владыка закона и пророков, – о чем он и согласно проповедовали . . . В этом -то, полагаю, и заключался разговор между священнейшим Моисеем и всечестным пророком Илией. – Но можно разуметь и другое нечто. Поскольку в народе говорили одни, что Он – Илия, другие, что Иеремия, а третьи, что вообще один из пророков, то посему Спаситель и призывает главнейших из пророков, что бы и тут видели, какое расстояние отделяет раба и Господина. И еще размышление можно высказать. Поскольку упорно обвиняли Его (Господа), что Он преступает закон, и возводили хулу, будто Он восхищает Себе славу Отца, Ему неподобающую, – то дабы показать, что то и другое обвинение есть голос клеветы, и что ни происходившее не было нарушением закона, ни исповедание Себя равным Отцу не было присвоением не принадлежащей Ему славы, – для этого Он выводит на сцену знаменитейших лиц в законе и пророках . Именно, так – как закон дан Моисеем, то иудеи могли рассчитывать, что Моисей не станет равнодушно смотреть на попираемый, как они думали, закон, а тем более уже не станет воздавать почтение разорившему его (закон ) и своему врагу. И Илия также ревновал о славе Бога. И если бы Христос был противник Богу и считал Себя Богом, равным Отцу, не будучи тем, чем говорил, и не совершая того, что приличествует в сем случае, – то и сам Илия не предстал бы и не внимал бы Ему. – Далее, еще причину можно представить сказанному, – именно, чтобы знали, что Господь имеет власть жизни и смерти и владычествует над вышним и преисподним, посему и выводит на средину как живущего, так и умершего. И явившиеся не молчали, но говорили о славе, которую имел Он получить в Иерусалиме, т. е. о страдании и кресте и о воскресении после них . – р. 1009 – 1013.

«Пробудившиеся ученики, – до сего времени они как бы дремали, – делаются зрителями необычайной перемены. Вероятно, подумав, что теперь то может быть и наступает время царствия Божия, благочестивый Петр готов остаться на горе: пусть будет три кущи, говорит, не понимая, что говорит. Ибо не пришла еще кончина века“... «и Спасителю надлежало еще пострадать за мир “... “Впрочем, во время необычайного и неизглаголанного зрелища славы Христа произошло и нечто другое, весьма важное для укрепления веры в Него не только в учениках, но и в нас самих . Так из облака раздался глас от Бога и Отца (Лк. 9:36) и «егда бысть глас, говорится, обретеся Иисус Един”. Что на это скажет, спрашивает Кирилл, жестоковыйный иудей, упорный, неверующий, имеющий необузданное сердце? вот в присутствии Моисея Отец повелевает святым апостолам слушаться Его (Господа). Но если бы ты захотел, чтобы они следовали заповедям Моисея, то Бог тогда сказал бы: так как вы верите Моисею, то исполняйте закон, а теперь не то говорит Бог и Отец, напротив, когда стоял Моисей и пророк Илия, то Бог повелевает сим слушаться Христа. А чтобы кто не исказил истину, говоря, что Отец заповедал апостолам слушаться Моисея, а не Христа Спасителя, то для этого евангелист заметил: яко бысть глас, обретеся Иисус един. Следовательно, во время голоса Моисей уже не присутствовал, и Илии не было, был же один Христос, Которого и велено слушаться. Иудеи же за свое неверие отвержены Богом и лишены благ, обещанных отцам их “, – В заключение славословие Богу. – р- 1013 – 1016

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист