Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Церковно-богословская деятельность св. Кирилла со времени христологических споров до примирения с «восточными», и остальные годы жизни Кирилла.

C 429 года деятельность св. Кирилла Александрийского выступает за пределы александрийского патриархата: она направлена на защиту и охрану учения церкви Вселенской от вновь появившегося лжеучения Нестория. «На ниве церкви Божией, среди пшеницы, появился горький и зловредный плевел диавола – Несторий“ (h. d. 16, р. 1096).

Вступив на Константинопольскую архиепископию 10 апреля 428 года из пресвитеров антиохийского клира, Несторий в том же году обнаружил свой еретический образ мыслей относительно пресвятой Девы Марии и лица Иисуса Христа. Христос, по учению Нестория (ер. 2, р. 41), не был Богом, но только органом, или орудием Божества и человеком богоносцем (όρϒανον δέ μάλλον χαί έρϒαλείον θεοτητος, άνθρωπος θεοϕόρος); в человеке, рождфнном от жены, только обитало (χατϕϕχηχεν έν άνθρώπϕ...) Слово, сущее из Бога Отца (ер. 1, р. 24). Божество и человечество находилось во Христе только в соприкосновении, в союзе одного лица (έις ένός προσώπου ουναέιαν... ер. 5, р. 52– – 53), соединяясь только союзом (ουναέια) достоинства, важности или власти, а не союзом естественного единения (ер. 17, р. 120, Т). Божество соединилось с человечеством во Христе только как с храмом (ер. 5, р. 53), тело было только храмом божества Сына, – и храмом, соединенным некоторым высшим и божественным соприкосновением (ер. 5, 56). Отсюда ни на божество во Христе нельзя переносить человеческих свойств, ни на человечество божеских (ер. 5, р. 53; р. 56). «Ради этого соприкосновения (близости – οίχειότητος;), учит Несторий (ibid.), проповедовать общение, т. е. приписывать божеству Слова свойства соединенной (с Ним ) плоти, именно- рождение, страдание, умирание, – это, брат мой (обращение к Кириллу), есть по истине заблуждение язычников, или злой недуг Аполлинария, Ария и других еретиков, и еще хуже того. Нельзя приписывать Слову Бога питание молоком, постепенное возрастание” и пр. Писатели священных книг усвояют рождение и страдание не божеству, но человечеству Христа, говорит Несторий в том же письме (ер. 5, р. 53); «а потому по тщательном исследовании святая Дева должна называться Христородицею, а не Богородицею“ (следует подтверждение высказанных слов многочисленными местами Писания, разумеется не правильно толкуемыми). Таким образом Несторий признавал во Христе раздельными двух сынов или двух Христов (ер. 4, р. 48).

Это новое еретическое учение начало быстро распространяться, и в 429 году дошло до монастырей Египта, а чрез монахов стало известным и александрийскому архиепископу. Ревнитель правой веры не замедлил успокоить монахов и изложить пред ними истинное церковное учение по данному вопросу. В пасхальной проповеди своей 429 года (h . р. 17) он подробно раскрывает православное учение о cем предмете, и вслед за тем пишет особое письмо к египетским монахам, в котором главное внимание посвящает опровержению нового лжеучения, впрочем не упоминая имени Нестория, и раскрытию соответствующего ему православного учфния. Открывшееся лжеучение не застало св. Кирилла неприготовленным к его обличению. Как мы уже упоминали, он еще в 420 году, за 9 почти лет до появления ереси Нестория, как бы предвидя, изложил и опроверг ее в главных, или основных её положениях . И теперь с свойственным ему глубокомыслием и строго держась вселенского церковного учения и предания, он шаг за шагом опровергает как основные положения Несториева лжеучения, так и следующие из него выводы. «Удивляюсь, писал он египетским монахам (ер. I, р. 13 и д.), как некоторые сомневаются в том, должно, или нет, называть святую Деву Богородицей. Ибо если Господь наш Иисус Христос есть Бог, то как же рождшая св. Дева не Богородица? Эту веру передали нам божественные ученики; мудрствовать так научены мы святыми отцами». Приведя за тем свидетельство св. Афанасия Великого, где последний именует св. Деву Богородицею, св. Кирилл словами Никейского символа и местами свящ. Писания доказывает (р. 16), что воплотился Бог Слово, что Он и в воплощении и по воплощении пребывает Богом (р. 17), что если называть св. Деву христородицею, то, поскольку в писании Христами называются все помазанные св. Духом, да и мы все имеем, по слову евангелиста Иоанна (Ион. 2:20), помазание от Св. Духа, не будет никакой несообразности, если кто решится называть и матерь каждого помазанного христородицею (р. 20 – 21). «Ибо хотя и мы называемся богами по благодати, однако не в том смысле, как Бог Сын, который есть во истину и по природе Бог, хотя и стал плотию“. Если бы Слово, рассуждает Кирилл, обитало в человеке, как в храме, без ипостасного соединения естества, то смирение, какое приписывает ап. Павел Иисусу Христу в словах : Себе умалих, зрак раба приим и проч., – было бы только воображафмое, а не действительное, что язычники справедливо могли бы порицать христиан за поклонение простому человеку (р. 24 – 25). Далее Кирилл с разных сторон доказывает божественное достоинство Иисуса Христа, Его богосыновство (р. 28), призывает к поклонению единому Иисусу Христу и Господу, исповедуя в едином лице Его соединение и Бога Слова, и совершенного человека от св. Девы (ibid..). «Хотя бы, говорит Кирилл в 17 пасх. проп. (р. 773 – 5), и усматривалось различие в природах, вступивших (в Нем, т. е. во Христе) в единение, все-таки Он должен быть принимаем и считаем за единого Сына”... .,Неизреченно, так что никто не может ни понять, ни выразить, соединились божество и человечество в то, что уже мыслится после сего единым, чтобы в Нем мыслился и человек, подобный нам, и Бог, превысший нас, т. е. единородный и первородный“. «Ибо сим только, а не иным образом и рожденное может мыслиться Богом по природе, и родившая Дева считаться матерью не просто одной плоти и крови, как именно все наши матери, но правильнее – матерью Господа и Бога, облеченного нашим подобием“ (сравн. ibid. р. 777). Что касается монахов и паствы, к которым адресованы были письмо и проповедь Кирилла, то, конечно, они (проповедь и письмо) произвели ожидаемое действие, т. е. успокоили умы и утвердили сомневавшихса в правом учении. Но в Константинополе, куда в скором времени дошли списки послания и проповеди Кирилла, они произвели совершенно обратное действие. Несторий, получив их, оскорбился, счёл себя обиженным, – и все это дело приписал личной нерасположенности к себе Кирилла и его мятежническому духу. Два письма, которыми обменялись архиепископы александрийский и константинопольский, не только не примирили противников и нф прекратили еретического учения Нестория, напротив последнего вызвали тем на более опасное и упорное отстаивание своего лжеучения, Кирилла же на открытую и решительную борьбу за истинно-православное и церковное учение о Лице Иисуса Христа, Сына Божия.

Не имея надобности следить за всеми перипетиями спора Кирилла с Несторием, мы обратим внимание только на главные и касающиеся нашего предмета обстоятельства этой борьбы. – Выступив смелым защитником православного христологического учения, Кирилл, однако, во времени Ефесского, 3 Вселенского, собора, занял в мнении и отношении к себе императорского двора и епископов антиохийского (восточного) патриархата очень невыгодное для успеха борьбы и критическое положение. Враждебное отношение к своему обличителю, александрийскому пастырю, Несторий успел передать и императору Феодосию (h. Div., 4, р. 993). Действуя не совсем честными средствами, Несторий выставил Кирилла пред императором деспотом, возмутителем мира церковного, подобным своему дяде Феофилу, возобновителем арианизма и аполлинаризма, и даже представил императору нескольких египетских проходимцев и негодяев, якобы несправедливо обиженных александрийским патриархом . Император поверил этому, – и хотел вызвать Кирилла на гражданский или церковный суд в Константинополь... Но вскоре невыгодное мнение императора о Кирилле перешло в полную ненависть к нему. Кирилл, между прочим, чтобы лишить Нестория главной его силы, именно силы при дворе, где он сеял свои еретические плевелы, послал (430 г.) к императору и его сестрам три книги о вере: одну ему самому, другую августе Пульхерии, третью – Аркадии и Марине. Так как редакция этих книг была неодинакова, причем книга, адресованная к Пульхерии, была глубже по своему содфржанию и обставлена была большею аргументациею из божественных и отеческих творений, чем книга, назначенная для Феодосия, то в императоре явилось подозрение в неблаговидной цели Кирилла – произвести смуту и раздор в семействе государя. И долго не могло рассеяться низкое мнение императора о Кирилле, как о дерзком и неспокойном человеке, а личное неприязненное чувство Феодосия к Кириллу и вовсе не прекращалось.

Не трудно объяснить и неприязненное отношение «восточных” к Кириллу в связи с симпатиями и покровительством Несторию. Несторий, как сирский уроженец и воспитанник антиохийского училища, за тем как пресвитер и проповедник антиохийского клира, – и по рождению, и по образованию, и по духовному сыновству был, след., свой. родной для антиохийской церкви. Между тем Кирилл и по духу своего образования, и по рождению, и по иерархическому положению был чужой для антиохийцев, или восточных . Известно, каким презрительным именем они чествовали александрийского архиепископа. Слова «египтянин” было достаточно, чтобы обозначить все своф презрение к александрийскому иерарху-первосвященнику. В опровержениях своих на анафематизмы Кирилла они называют последнего только словом, «он”. Восточные не могли искренно, в душе, примкнуть и к учению Кирилла, защищаемому и отстаиваемому им в споре с Несторием . Здесь, в Антиохии, дух, направление, приемы и метод исследования Писания и богословских наук вообще были свои особенные, до некоторой степени противоположные александрийским . Свободное, рассудочное отношение к предметам и истинам веры, буквальное понимание и толкование текста, критическое отношение к традиционной вере церкви – все это шло в разрез с воззрениями Кирилла, строгого и ревностного приверженца ново- александрийского направления . Посему неудивительно, что в многочисленных опровержениях Кириллом лжеучения Нестория (появлявшихся в виде писем его к разным лицам, и церквам и соборных определений – в продолжение 429 – 30 г.) и особенно в так называемых анафематизмах его (epist. 17, р. 105 – 121), антиохийцы увидели не только не совсем точное учение веры, но даже и прямо еретические заблуждения. Сильно смущали их такие выражения Кирилла, как «собственная плоть Слова”, «естественное единение» (ib. р. 120, в анафематизмом 2 и 3) или в 17 пасх. проповеди: «Божество и человечество соедипились (т. е. во Христе) в то, что уже мыслится после сего единым”. Привязываясь более к словам, а не к сущности мысли, они видели в этих и подобных выражениях возобновление ереси Аполинария и даже Ария (ер. 5, р. 56), и представили свои опровержения на анафематизмы Кирилла в силу такого отношения восточных епископов к Кириллу, последнему много привелось вынести огорчений и оскорблений в дальнейшем ходе дела, прежде чем выйти победителем из борьбы.

Кирилл, поддерживаемый папой римским Целестином и уполномоченный действовать от его имени, начал решительные действия против Нестория. К последнему посланы были Кириллом определения соборов римского и египетского, в силу которых Несторий должен был отречься от своего лжфучевия; в противном случае ему угрожало отлучение от общения церковного и низложение. Как и следовало ожидать, Несторий далек был от раскаяоия в своем забдуждфпии; напротив сам обвинял Кирилла в ереси Ария и Аполлинария и пред Целестином, и пред императором, и, надеясь на свое влияние при дворе и силу своей диалектики и красноречия при состязаниях, просил императора созвать собор для суда над виновником всех смятений церковных – Кириллом . Об этом же просили импфратора Константинопольский клир и монахи, – – и согласие на это императора действительно последовало. – Ко всем митрополитам империи отправлено было окружное императорское послание, приглашавшее их явиться на собор ко дню Пятидесятницы 431 года, т. е. к 7-му июня (так как Пасха в 431 году была 23 Фармуфа­19 апреля). Кроме того к Кириллу послано было особое письмо от императора, полное самых резких и жестоких упреков ему за его будто бил раздоры и смуты в церкви Христовой, за шпионство при дворе, за деспотизм и злоупотребление своими правами и властью, – -письмо, не обещавшее Кириллу ничего отрадного и призывавшее его на собор, как виновного, подлежащего суду. Собор назначен был в Ефесе.

Восточные епископы, с Иоанном антиохийским во главе, к назначенному сроку не явились на собор . Прибывшие же сгруппировались в двух кругах – около Нестория и большая часть, около 200 (198) человек, около александрийского архипастыря. Первые дни по прибытии в Ефес посвящены были как Несторием, так и Кириллом, на приготовление к предстоящему собору, т. е. к наилучшей обработке и аргументации защищаемого ими учения. Занимаясь выноскою из книг Нестория соблазнительных и еретических мест, и опровергая их свидетельствами Писания и св. отцов, Кирилл не оставлял в то же время и другого способа к раскрытию и утверждению (своего) православного учения о Лице Иисуса Христа и св. Девы Марии, – именно церковной проповеди. Город Ефес считал своими патронами-покровителями Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова. Здесь были две церкви, одна в честь Богородицы Марии, называвшаяся «Великая, или большая Мария», и другая – Иоанна Богослова, носившя соименное ему название («Иоанн Богослов “). Кирилл, как защитник наименования Марии Девы «Богородицы” конечно должен был и действительно был принят весьма радушно л торжфственно как жителями и властями города, так и епископом Ефеса, митрополитом Мемноном. Последниии предоставил в распоряжение Кирилла и единомысленных с ним епископов все церкви города Ефеса и право на свободное проповедание в них слова Божия. Св. Кирилл не преминул воспользоваться этим превосходным случаем для распространения и защищения православного, защищаемого им, учения и зарекомендования себя пред жителями с выгодной и хорошей стороны. С этой целью он, вскоре же произносит «похвальное слово Божией Матери” в присутствии собравшихся епископов и народа, – слово, где он выражает радость о благополучном прибытии епископов целыми и невредимыми, благодаря покровительству и невидимой помощи защитницы Ефеса – св. Девы Богородицы, а также апостола Иоанна Богослова, и переходит к панегирическому прославлфнию Божией Матери и обличению «злохулителя-петуха” Нестория и проч. Начало ефесских действий, таким образом, открыто было Кириллом как нельзя более удачно и искусно. Но пользуясь церковною проповедью для уяснения православного учения и приобретения на сторону возможно большего числа союзников и ратоборцев, равно как и для заблаговременного опровержения Нестория и лишения его всяких симпатий со стороны собора и жителей Ефеса, Кирилл зорко следил за Несторием, который к этому времени стал открыто объявлять такие злохуления, которые делали его более, чем еретиком . Слова, сказанные им Акакию Мелитинскому и Феодоту Анкирскому ясно показывали, что Несторий стал уже отступником от христианства. Такие невыносимые речи и глумления Нестория заставила Кирилла, как пламенного ревнителя апостольской и отеческой веры, равно как и других правомыслящих епископов, поторопиться открытием собора, не дожидаясь прибытия «восточных”.

22 июня (431 г.) в церкви св. Богородицы Марии состоялся собор православных отцов, признанный и канонизованный впоследствии третьим вселенским собором . Несторий, лжеучение которого и подлежало главным образом разбирательству собора, не явился в собрание отцов, не смотря на троекратное приглашение. Тогда отцы собора, под председательством александрийского архиепископа, приступили к рассмотрению его учения по письменным документам и показаниям свидетелей – Акакия Мелитинского и Феодота Анкирского. По общему единогласному суждению, мнения Нестория были признаны еретическими и анафематствованы, сам же Несторий был лишен епископского сана и отлучфн от церковного общения. Этот приговор собора объявлен был как жителям Ефеса, так и отослан клиру церкви константинопольской. Следующие дни (23 – 26) посвящены были епископами собора «на пламенные проповеди, в которых они наперерыв терзали Нестория“, как выражается Тьерри.

27 июня прибыли восточные епископы и в тот же день составили свой собор, на котором постановлено было низложить Кирилла и Мемнона Эфесского за их беззаконные действия в Ефесе и за еретическое мудрование, обнаруженное в его анафематствах, лишить их епископства и отстранить от всякого священнодействия.– – Как от законного православного собора, состоявшегося 22 июня, так и от полномочного государственного чиновника, комита Кандидиана, и наконец от частного собора Иоанна антиохийского (27 июня) посланы были императору донесения и постановления. Император затруднялся, особенно в виду самого неблагоприятного отзыва о соборе 22 июня комита Кандидиана. Спустя немного времени, прибыли в Ефес уполномоченные представители римского престола; посему 10 июля состоялось второе заседание Ефесского собора, на котором папские легаты, по прочтении всех документов – первого собрания (22 июля), одобрили постановления Ефесского собора и 11 июля утвердили их своими подписями. Около этого времени семь епископов, доселе державших сторону Нестория, убедившись в правоте и законности действий православного собора, присоединились к защитникам православного учения. В виду сих радостных событий св. Кирилл произнес два церковных слова, одно по поводу низложения Нестория, другое по поводу присоединения к его собору 7 епископов .

С прибытием папских послов, в 4 и 5 заседания православного Ефесского собора (16 и 17 июля), Кирилл и Мемнон, как несправедливо обвиненныф Иоанном антиохийским и его собором (27 июня), и даже низложенные и отлученные от общения церковного, представили свои жалобы на Иоанна и его сообщников для разбирательства и обсуждения на соборе. После официального троекратного приглашения Иоанна антиохийского явиться для объяснения и оправдания на собор и отказа его выполнить это приглашение и требование, он и восточные вообще, по выслушании и рассмотрении дела были (17 июля) отлучены от церковного общения, приговор же о Кирилле и Мемноне признан нф имеющим никакой силы и значения. По поводу этого обстоятельства Кирилл произносит церковную речь против Иоанна, решительно отделившегося от собора и правой веры. Жалуясь на Иоанна за его присоединениф к врагам Христа, Кирилл вместе с тем как бы предчувствуфт и неблагоприятный для себя и вообще православного собора исход дела, намекает даже на возможность для себя страданий за правое и святое дело.

Дело действительно к тому и клонилось. Император, не доверяя правоте действий Ефесского собора и чтобы прекратить возникшие разделения епископов, посылает в Ефес полномочного посла, комита Иоанна, и для умиротворения враждующих . Комит Иоанн прибыл в Ефес 2 или 3 августа, и на другой же день, т. е. 4 августа, заключил под стражу не только Нестория, как виновника церковной смуты и разделений, но и Кирилла и Мемнона, как главных вождей православной партии. Кирилл был брошен в общественную тюрьму. Прибытие комита и его поступок с Кириллом и Мемноном не были неожиданостью для последних и вообще для православных отцов собора. Акакий Мелитинский и св. Кирилл, еще прежде прибытия комита Иоанна, произносят поучения о мужестве и терпении в служении Господу, о высоте этих добродетелей и обязанности каждого истинного пастыря явить на себе эти подвиги, – в виду великой награды от Бога, обещанной исповедникам божественного достоинства Иисуса Христа. Только это утешение по-видимому и оставалось теперь для проповедника. Три месяца, полных неизвестности ожидающей его судьбы, пришлось томиться александрийскому пастырю в темнице.

Наконец, только 30 октября 432 (сентябрьского) года привелось Кириллу возвратиться в Александрию в радостном утешении, что его правое дело не проиграно. Восточные, после заключения Кирилла под стражу, сначала имели значительный успех в своих намерениях и действиях . Однако император, под влиянием ходатайственного письма отцов собора за св. Кирилла и Мемнона, просьбы клира константинопольского, беседы с аввой Далматом и внушений сестры своей Пульхерии, наконец после разных колебаний, вызова депутатов в Халкидон, их расспросов и пр., утвердил веру и постановления Ефесского собора, и самый собор был признан и утвержден третьим Вселенским. Таким образом Кирилл вполне оправдал слова свои, сказанные еще в начале борьбы с Несторием (ер. X, р. 68 – 69): «я не дам, как сказано в писании, сна очам моим и веждам моим дремания и покоя скраниям моим, доколе не совершу подвига за спасение всех”. Вся тяжесть борьбы с несторианским учением вынесена была Кириллом на собственных плечах .

Но взаимные несогласия сирских и александрийских епископов еще не кончились. Иоанн антиохийский не хотел покориться ни постановлениям Ефеского собора, ни требованиям императора, и осуждал посвящение нового архиепископа (св. Максимиана) на место Нестория. На двух соборах – в Тарсе и Антиохии он снова произнес приговор низложения на св. Кирилла и епископов, рукополагавших Максимиана, и в письме к императору просил о запрещении проповедовать учение Кирилла. Посему, по предложению императора собор Константинопольский (432 г.) рассуждал о средствах к прекращению сомнений. Полномочный посол государя, трибун Аристолай, отправился в Антиохию с письмами императора Феодосия к антиохийскому и александрийскому архиепископам, при чем первому внушительно повелевалось отложить личную вражду с Кириллом и вступить с ним в мир церковный, признав правильным осуждение Нестория и приняв определения Ефесского собора. Иоанн антиохийский, по совещании с прочими епископами на соборах в Антиохии и Берии, поручил берийскому епископу Акакию поставить, в письме к Кириллу, условием для примирения – принятие им никейского символа и отречение от своих сочинений против Нестория. Кирилл, как и следовало ожидать, решительно отверг такое условие, и в письме к Акакию (epist. 33, р. 157 – 162), предав анафеме заблуждения Ария и Аполлинария (так как его обвиняли в них ), требовал с своей стороны от восточных, чтобы они признали осуждение Нестория и его мнений. Признав православным Кириллово исповедание веры. Иоанн и Акакий отправили в Александрию епископа Павла эмесскаго для личных переговоров с Кириллом о примирении. Но письмо Иоанна, отправленное при этом к Кириллу, было наполнено разными упреками и жалобами за прошлое (ер. 36, р. 165 – 168). Не смотря, однако, на это, Кирилл, – пред этим он страдал тяжкою болезнью, – принял в общение церковное епископа Павла и согласился вступить в мир с восточными, под тем условием, если он письменно, от лица восточных, предаст осуждению Нестория и его учениф и признает законным рукоположение Максимиана. Павел без всякого противоречия принял эти условия и с согласия архиепископа александрийского произнес две проповеди (одну в день Рождества Христова, другую 1 января 433 г.), в которых отвергал заблуждения Нестория. После второй проповеди вышед на каффдру и сам Кирилл, подтвердив и одобрив сказанное Павлом эмесским . Опасаясь каких либо недоразумений, Кирилл отправил вместе с Павлом в Антиохию двух клириков, которые должны были вручить Иоанну общительное письмо, но только в том случае, если он, как и Павел, письменно признафт Нестория еретиком, а Максимиана законно рукоположенным епископом . Иоанн антиохийский действительно вскоре прислал исповеданиф веры, согласное с требованиями Кирилла (ер. 38, р. 169 – 173). В ответ на это исповедание последний пишет к Иоанну дышущее радостью и благодарностью письмо (ер. 39, р. 173 – 181): «да возрадуются небеса и возвеселится земля! разрушено средостение ограды, уничтожена печаль...; общий Спаситель всех нас Христос даровал церквам своим мир “, восклицал Александрийский святитель, Эту радость свою св. Кирилл поведал и пастве своей в церковной проповеди. Окончательноф примирение с восточными, доставившее такую радость св. Кириллу, не всеми, однако, православными было одобрено. В соглашфнии Кирилла с антиохийцами некоторые заподозрили измену сего святителя своему прежнему православному учению. Чтобы успокоить смущенных, Кирилл в письмах к этим лицам – Акакию мелитинскому (ер. 40, р. 181 – 201), Руфу фессалоникийскому (ер. 42 и 43, р. 221 – 4), Евлогию пресвитеру (ер. 44, р. 224 – 8), Сукцессу епископу (ер. 45 и 46, р. 228 – 45), Донату никопольскому (ер. 48, р. 249 – 53), Валериану иконийскому (ер. 50, р. 256), Евсевию пресвитеру (ер. 54, р, 288 – 9) и др., последовательно раскрывает историю примирения с бывшими приверженцами Нестория и доказывает, что Иоанново исповедание веры совершенно чуждо несторианской ереси, что исповедание в Иисусе Христе двух естеств не одно и тоже, что исповеданиф двух лиц (в письме к Акакию), и что выражение, встречающееся у отцов ; «едино естество Слова воплотившееся“ (- к Сукцессу, р. 241 – 44) заключает в себе не ту мысль, будто в Иисусе Христе одно естество, но ту, что Иисус Христос хотя и состоит из двух естеств, но есть единый Сын Божий, воплотившийся и вочеловечившийся, подобно тому как человек, хотя состоит из тела и души – двух различных природ, но из сего соединения их образуется один чфловек и одним называется. – При этом св. Кирилл принимал деятельное участие в увещании и обращении на путь истинный тех, которые лицемерно примирились с православными, оставаясь в душе несторианами. Известны письма его, отправленные по этому поводу к епископу Моисею и настоятелям сирских монастырей – Максиму, Иоанну и Фалассию. Далее, так как многие из несторианствующих стали ссылаться в защиту своих мнений на сочинения Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского, содержащие в себе благоприятное для них учение, то святитель александрийский, опасаясь новых споров и разделений церковных, вместе с св. Проклом константинопольским и Иоанном антиохийским принимал меры к прекращению возникавшего соблазна. Переписываясь об этом деле с Иоанном антиохийским, св. Проклом константинопольским и другими, св. Кирилл написал в то же время опровержение на нечестивые мнения Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского. По поводу несторианских же споров написано было Кириллом изъясневие никейского символа.

Об остальных годах жизни и деятельности св. Кирилла сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он вразумлял заблуждавшихся, писал сочинение против Юлиана отступника и ходатайствовал пред Домном Антиохийским за двух низложенных епископов . Смерть святителя последовала в 444 году 9 или 27 июня.

Таков быль св. Кирилл Александрийский в своей жизни и деятельности. Ревностный и неутомимый блюститель чистоты веры и учения церкви вселенской, Кирилл особенную славу свою и высокое уважение церкви снискал в борьбе с еретиком Несторием и последователями последнего. Нельзя указать ни одного основания, приводимого несторианами в свою защиту, которое бы с ясностью и и твердостью не было опровергнуто в его сочинениях . Столько же основательно и решительно обличена была им и несправедливость неприязненных к нему современных богословов, обвинявших его в разных отношениях и между прочим в ереси Ария и Аполинария. В борьбе с этими заблуждениями главная заслуга св. Кирилла состоит в раскрытии и уяснении догмата о единстве лица в Иисусе Христе с сохранением двух естеств и тесно связанных с сим других христологических вопросов . Посему неудивительно, что и древние, близкие к Кириллу, церковные писатели и позднейшие историки и богословы, и наконец сама церковь в лице соборов – ставят сего святителя в ряду великих отцов и учителей церковных . Этим может быть и объясняется, что вместе с памятью св. Афанасия Великого, церковь положила праздновать память и великого Кирилла – 18 января.

Примечания
1* Самый текст свидетельства Геннадия приведен несколько ииаче в сравнении с текстом. читающимся в Curs. compl. Vol. h. VII, сар. 57.
2* H. d, 4, р. 993: «и предавшись (говорится о Нестории) таким делам, ты не ведал Создателя, вознамерившись перевернуть вверх дном вселенную своими лживыми силлогизмами“ и пр. Вся ересь Нестория производится Кириллом из рассудочного направления антиохийцев.
3* H. d. 15, р. 1093, ε’,,Итак, говоря Богородица, мы очевидно излишне и без надобности присоединяем ещё и «человекородца». Ибо совершенно достаточно, как и сказал, первого речения, заключающего в себе исповедания всего нашего таинства и не дающего клеветникам истины никакого повода к словоизмышлению. А у еретиков, ведь, есть обычай перевертывать все правильно- реченное на двусмысленный лад. Мы отнюдь не делаем ничего странного, утверждая, что они заблуждаются и перетолковывают само Писание. Итак нам следует вносить речения с достодолжною и благомысленною рассудительностью»...
4* H. div. 4, р. 993: .,за чем мне пускаться в разныt любознательные затеи, а не любомудрствовать согласно с Писанием ?... Кто тебе (речь направлена против Нестория) посоветовал провозгласить такое, столь дешевое, рассуждевие?“... . Не убоялся ты разорить предания Отцов, Евангелистов и пророков ?“.
5* Наприм., хоть 1-е письмо (pag. 13–36), 4-е (р. 44 – 48) и все проповеди вообще.
6* Как несправедливы и преждевременны эти обвинения, видно хотя бы уже из того, что критики вырывали у Кирилла эти фразы и рассматривали вне связи с предыдущими н последующими мыслями. Например в указанных анафемат. и 17 пасх. проп. выражения «естественное единение» и проч. взяты ими без отношения к пояснениям Кирилла, сделанным на эти выражения, – т. е. что «единение“ и «единое“ он принимает в смысле «единаго” Господа Иисуса Христа».
7* Между тем для Нестория и партии его как самый прием был сух и холоден, так и все церкви были заперты.
8* Произнесены были до открытия собора еще две проповеди (h. d, 1-я и 2-я).
9* «Сознайтесь, говорил первому Несторий, что если Слово, вторая ипостась Св. Троицы, воплотилась, то вместе с ним должен был воплотиться и Сам Бог Отец и Дух Святый, потому что Тройца есть тройственна и единична по своему существу“. – «Я никогда не признаю Бога двухмесячного и трехмесячного, говорил второму Несторий; никогда не буду поклоняться, как Богу, дитяти, сосавшему молоко своей матери, и бежавшему в Египет, чтобы спасти свою жизнь“. – В сочин.: Несторий и Евтихий .. Тьерри, ч. 1-я стр. 110 – 111.
10* Побуждения – открыть собор ранее прибытия восточных, равно как и все прочие действия и мотивы Кирилла в борьбе с Несторием и отношениях с «восточными“ до ефесского собора, на самом соборе и после него представлены автором сочинения – «Несторий и Евтихий...“ (Амедеем Тьерри), по нашему мнению решительно не верно, в ложном освещении. Тьерри видит всюду в действиях Кирилла личный честолюбивый мотив, желание властвовать, повелевать... Но достаточно прочитать один том сочинений Кирилла (77), в котором содержатся его письма и проповеднические произведения, чтобы убедиться в противном. Мы и старались представить действия алексаядрийского Святителя в атом истинном свете. Анализируя поступки Кирилла по указанным сочинениям, мы пришли к заключению, что основной чертой его характера была так сказать беспредельная ревность по чистоте и славе православного учения, не уступающая ни пред какими препятствиями и затруднениями, но ревность бескорыстная, самоотверженная (ер, 10, р. 68 – 69; ер. 28, р. 145; h. d. 11, р, 1036; h. d. 7, р. 1005, 1108 – 9 и др,), которая по Апостолу не ищет своих. Если Тьерри видет благородство и прямой образ действий у Несторил и его партии, то с чем же сообразно не видеть этой прямоты, искренности и бескорыстности в действиях Кирилла? Если еретик отстаивает свои мнения потому, что убежден в их правоте, то чем более уже это нужно допустить в отношении Кирилла, стоявшего неизмеримо выше Нестория в богословском отношении и в способности различить истину от лжи, а в решимости отстаивать истину представлявшего собой один из весьма редких примеров . Укоряют Кирилла, что он нарочито не дождался восточных, открывая собор ... Верно. Но он предвидел, что с прибытием их может случиться такое опасное зло для церкви Христовой и империи, какого не представляла может быть и ересь Ария... Припомним, с какими целями и желаниями антиохийцы ехали на собор, как вредили действиям законного ефесского собора, как они оскорбляли и унижали Кирилла до 433 года.. Не трудно представить, что могло бы выйти при их присутствии на соборе: Кирилл с своим учением был бы осужден и отлучен от Церкви... Мог ли посему человек, предвидящий страшную опасность для дела, которому он искренно и самоотверженно служил и в истине которого он был уверен. – мог ли он остаться равнодушным при этом и не употребить всех, зависевших от него, средств, чтобы спасти истину, хотя бы и с опасностью дли себя? (Иоанн. X, 12). Так именно и было с Кириллом . Историк, не видящий истинно-нравственных мотивов в действиях Кирилла, должен по нашему мнению вообще отрицать присутствие добра в истории... Откуда-ж бы оно могло тогда взяться? Истина, отстаиваемая Кириллом, торжествует и теперь, – неужели-ж она явилась на почве зла? Но это не значит, что цель оправдывает средства...
11* Так как значение и личность Кирилла значительно уже выяснились для нас в ходе Несторианской борьбы, то последующий рассказ о действиях мы передаем в самом сжатом виде.
12* У Порфирия, в моногр. «св. Кирнлл Александрийский (Приб. к Твор. Св. О.о. т. 13-й стран. 278).
13* ) Показания на счет дня смерти Кирилла различны. В «Четьи-Минеях“ он показан 9-го июня. Также говорил и составитель примечаний к Геннадию Массилийскому (в главе о Кирилле: Curs. с. tom. 57, сар. 57): “demum Sепех аппо 444, die 9 junii, in Domino obdormisit: quo die Graeci ejus memoriam in menologio celebrant; latini vero die 28 januarii, juxta fastos Rom-os“.
14* Le Quien (Orient her), р 409: «Obiit, ut fert Leberatus с. 10 Bге иiarii, 32 episcopatus anno, octavo ante Concilium Chalcedonense, Christi 444. Quod confirmant scriptores Aegiptii quibus emortalis ejus dies est tertia Abibi mensis, sive Epiphi 27 junit. Unde Graeci minime curandi sunt, qui in Menacis suis illius memoriam recolunt die 9 ejusdem mensis junii.
15* Папа Целестин (ер. 12, р. 89 – 92 и д.) называет Кирилла «мужем апостольским, пастырем, который своей бдительностью превзошел славные примеры предков “ (Тоже и в «письме к клиру и народу константинопольскому). Проспер и папа Агафон – «славнейшим защитником православной веры и не престающим проповедником (у Порфирия Попова, стр. 304 Приб. к Твор. св. О.о. т. 13-й). Евагрий называет Кирилла «мужем славной памяти“ (Ц. Ист. кн 1, гл. 3-я). Вигииий, мученик и еп. Тридентский, заимствовал из посланий Кирилла к Несторию учение о воплощении. Рустик, римский диакон, в сочинении против акефалитов приводит множество мест из посланий св. Кирилла к Несторию и Иоанну Антиохийскому. Даже Феодорит не стыдился делать заимствования у Кирилла.
16* Le Quien – повсюду называет Кирилла великим (magnus Cyrillus, – Orient christ. р. 407). Другой церковный писатель (из «Христ. Чт. 1840 г. стр. 391) говорит, что проповеди и беседы Кирилла осветили его век; а его полемические сочинения всегда будут освещать все века и все церкви. Боссюет (там же) в одной из речей говорит: «нельзя, слушатели, сказать вам о сем предмете (о Божестве Иисуса Христа) лучше того, как говорили о нем св. отцы, особенно великий и святый Кирилл Александрийский”
17* Собор Ефесский и Халкидонский два письма Кирилла к Несторию и одно к Иоанну антиохийскому признали правилом веры для всех времен: «это истина!» говорили О.о. ефесск. собора по прочтении означенных писем Кирилла, «И мы все гак веруем ; это учение всей Церкви! анафема тому, кто не верует так” (Христ. Чт. 1847 г. Ч. 4, стр. 135 – 140; 482 – 5). Халкидонский собор выражается о Кирилле: ό τής όρθής χαί άμωμήτου πίστεως συνήϒορος (ib.). Собор же Константинопольский второй одобрил все сочинения Кирилла, как исполненные истины и благочестия (Хр. Чт. 40, стр. 391).

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист