
Церковно-богословская деятельность св. Кирилла со времени христологических споров до примирения с «восточными», и остальные годы жизни Кирилла.
C 429 года деятельность св. Кирилла Александрийского выступает за пределы александрийского патриархата: она направлена на защиту и охрану учения церкви Вселенской от вновь появившегося лжеучения Нестория. «На ниве церкви Божией, среди пшеницы, появился горький и зловредный плевел диавола – Несторий“ (h. d. 16, р. 1096).
Вступив на Константинопольскую архиепископию 10 апреля 428 года из пресвитеров антиохийского клира, Несторий в том же году обнаружил свой еретический образ мыслей относительно пресвятой Девы Марии и лица Иисуса Христа. Христос, по учению Нестория (ер. 2, р. 41), не был Богом, но только органом, или орудием Божества и человеком богоносцем (όρϒανον δέ μάλλον χαί έρϒαλείον θεοτητος, άνθρωπος θεοϕόρος); в человеке, рождфнном от жены, только обитало (χατϕϕχηχεν έν άνθρώπϕ...) Слово, сущее из Бога Отца (ер. 1, р. 24). Божество и человечество находилось во Христе только в соприкосновении, в союзе одного лица (έις ένός προσώπου ουναέιαν... ер. 5, р. 52– – 53), соединяясь только союзом (ουναέια) достоинства, важности или власти, а не союзом естественного единения (ер. 17, р. 120, Т). Божество соединилось с человечеством во Христе только как с храмом (ер. 5, р. 53)
Это новое еретическое учение начало быстро распространяться, и в 429 году дошло до монастырей Египта, а чрез монахов стало известным и александрийскому архиепископу. Ревнитель правой веры не замедлил успокоить монахов и изложить пред ними истинное церковное учение по данному вопросу. В пасхальной проповеди своей 429 года (h . р. 17) он подробно раскрывает православное учение о cем предмете, и вслед за тем пишет особое письмо к египетским монахам, в котором главное внимание посвящает опровержению нового лжеучения, впрочем не упоминая имени Нестория, и раскрытию соответствующего ему православного учфния. Открывшееся лжеучение не застало св. Кирилла неприготовленным к его обличению. Как мы уже упоминали, он еще в 420 году, за 9 почти лет до появления ереси Нестория, как бы предвидя, изложил и опроверг ее в главных, или основных её положениях . И теперь с свойственным ему глубокомыслием и строго держась вселенского церковного учения и предания, он шаг за шагом опровергает как основные положения Несториева лжеучения, так и следующие из него выводы. «Удивляюсь, писал он египетским монахам (ер. I, р. 13 и д.), как некоторые сомневаются в том, должно, или нет, называть святую Деву Богородицей. Ибо если Господь наш Иисус Христос есть Бог, то как же рождшая св. Дева не Богородица? Эту веру передали нам божественные ученики; мудрствовать так научены мы святыми отцами». Приведя за тем свидетельство св. Афанасия Великого, где последний именует св. Деву Богородицею, св. Кирилл словами Никейского символа и местами свящ. Писания доказывает (р. 16), что воплотился Бог Слово, что Он и в воплощении и по воплощении пребывает Богом (р. 17), что если называть св. Деву христородицею, то, поскольку в писании Христами называются все помазанные св. Духом, да и мы все имеем, по слову евангелиста Иоанна (Ион. 2:20), помазание от Св. Духа, не будет никакой несообразности, если кто решится называть и матерь каждого помазанного христородицею (р. 20 – 21). «Ибо хотя и мы называемся богами по благодати, однако не в том смысле, как Бог Сын, который есть во истину и по природе Бог, хотя и стал плотию“. Если бы Слово, рассуждает Кирилл, обитало в человеке, как в храме, без ипостасного соединения естества, то смирение, какое приписывает ап. Павел Иисусу Христу в словах : Себе умалих, зрак раба приим и проч., – было бы только воображафмое, а не действительное, что язычники справедливо могли бы порицать христиан за поклонение простому человеку (р. 24 – 25). Далее Кирилл с разных сторон доказывает божественное достоинство Иисуса Христа, Его богосыновство (р. 28), призывает к поклонению единому Иисусу Христу и Господу, исповедуя в едином лице Его соединение и Бога Слова, и совершенного человека от св. Девы (ibid..). «Хотя бы, говорит Кирилл в 17 пасх. проп. (р. 773 – 5), и усматривалось различие в природах, вступивших (в Нем, т. е. во Христе) в единение, все-таки Он должен быть принимаем и считаем за единого Сына”... .,Неизреченно, так что никто не может ни понять, ни выразить, соединились божество и человечество в то, что уже мыслится после сего единым, чтобы в Нем мыслился и человек, подобный нам, и Бог, превысший нас, т. е. единородный и первородный“. «Ибо сим только, а не иным образом и рожденное может мыслиться Богом по природе, и родившая Дева считаться матерью не просто одной плоти и крови, как именно все наши матери, но правильнее – матерью Господа и Бога, облеченного нашим подобием“ (сравн. ibid. р. 777). Что касается монахов и паствы, к которым адресованы были письмо и проповедь Кирилла, то, конечно, они (проповедь и письмо) произвели ожидаемое действие, т. е. успокоили умы и утвердили сомневавшихса в правом учении. Но в Константинополе, куда в скором времени дошли списки послания и проповеди Кирилла, они произвели совершенно обратное действие. Несторий, получив их, оскорбился, счёл себя обиженным, – и все это дело приписал личной нерасположенности к себе Кирилла и его мятежническому духу. Два письма, которыми обменялись архиепископы александрийский и константинопольский, не только не примирили противников и нф прекратили еретического учения Нестория, напротив последнего вызвали тем на более опасное и упорное отстаивание своего лжеучения, Кирилла же на открытую и решительную борьбу за истинно-православное и церковное учение о Лице Иисуса Христа, Сына Божия.
Не имея надобности следить за всеми перипетиями спора Кирилла с Несторием, мы обратим внимание только на главные и касающиеся нашего предмета обстоятельства этой борьбы. – Выступив смелым защитником православного христологического учения, Кирилл, однако, во времени Ефесского, 3 Вселенского, собора, занял в мнении и отношении к себе императорского двора и епископов антиохийского (восточного) патриархата очень невыгодное для успеха борьбы и критическое положение. Враждебное отношение к своему обличителю, александрийскому пастырю, Несторий успел передать и императору Феодосию (h. Div., 4, р. 993). Действуя не совсем честными средствами, Несторий выставил Кирилла пред императором деспотом, возмутителем мира церковного, подобным своему дяде Феофилу, возобновителем арианизма и аполлинаризма, и даже представил императору нескольких египетских проходимцев и негодяев, якобы несправедливо обиженных александрийским патриархом . Император поверил этому, – и хотел вызвать Кирилла на гражданский или церковный суд в Константинополь... Но вскоре невыгодное мнение императора о Кирилле перешло в полную ненависть к нему. Кирилл, между прочим, чтобы лишить Нестория главной его силы, именно силы при дворе, где он сеял свои еретические плевелы, послал (430 г.) к императору и его сестрам три книги о вере: одну ему самому, другую августе Пульхерии, третью – Аркадии и Марине. Так как редакция этих книг была неодинакова, причем книга, адресованная к Пульхерии, была глубже по своему содфржанию и обставлена была большею аргументациею из божественных и отеческих творений, чем книга, назначенная для Феодосия, то в императоре явилось подозрение в неблаговидной цели Кирилла – произвести смуту и раздор в семействе государя. И долго не могло рассеяться низкое мнение императора о Кирилле, как о дерзком и неспокойном человеке, а личное неприязненное чувство Феодосия к Кириллу и вовсе не прекращалось.
Не трудно объяснить и неприязненное отношение «восточных” к Кириллу в связи с симпатиями и покровительством Несторию. Несторий, как сирский уроженец и воспитанник антиохийского училища, за тем как пресвитер и проповедник антиохийского клира, – и по рождению, и по образованию, и по духовному сыновству был, след., свой. родной для антиохийской церкви. Между тем Кирилл и по духу своего образования, и по рождению, и по иерархическому положению был чужой для антиохийцев, или восточных . Известно, каким презрительным именем они чествовали александрийского архиепископа. Слова «египтянин” было достаточно, чтобы обозначить все своф презрение к александрийскому иерарху-первосвященнику. В опровержениях своих на анафематизмы Кирилла они называют последнего только словом, «он”. Восточные не могли искренно, в душе, примкнуть и к учению Кирилла, защищаемому и отстаиваемому им в споре с Несторием . Здесь, в Антиохии, дух, направление, приемы и метод исследования Писания и богословских наук вообще были свои особенные, до некоторой степени противоположные александрийским . Свободное, рассудочное
Кирилл, поддерживаемый папой римским Целестином и уполномоченный действовать от его имени, начал решительные действия против Нестория. К последнему посланы были Кириллом определения соборов римского и египетского, в силу которых Несторий должен был отречься от своего лжфучевия; в противном случае ему угрожало отлучение от общения церковного и низложение. Как и следовало ожидать, Несторий далек был от раскаяоия в своем забдуждфпии; напротив сам обвинял Кирилла в ереси Ария и Аполлинария и пред Целестином, и пред императором, и, надеясь на свое влияние при дворе и силу своей диалектики и красноречия при состязаниях, просил императора созвать собор для суда над виновником всех смятений церковных – Кириллом . Об этом же просили импфратора Константинопольский клир и монахи, – – и согласие на это императора действительно последовало. – Ко всем митрополитам империи отправлено было окружное императорское послание, приглашавшее их явиться на собор ко дню Пятидесятницы 431 года, т. е. к 7-му июня (так как Пасха в 431 году была 23 Фармуфа19 апреля). Кроме того к Кириллу послано было особое письмо от императора, полное самых резких и жестоких упреков ему за его будто бил раздоры и смуты в церкви Христовой, за шпионство при дворе, за деспотизм и злоупотребление своими правами и властью, – -письмо, не обещавшее Кириллу ничего отрадного и призывавшее его на собор, как виновного, подлежащего суду. Собор назначен был в Ефесе.
Восточные епископы, с Иоанном антиохийским во главе, к назначенному сроку не явились на собор . Прибывшие же сгруппировались в двух кругах – около Нестория и большая часть, около 200 (198) человек, около александрийского архипастыря. Первые дни по прибытии в Ефес посвящены были как Несторием, так и Кириллом, на приготовление к предстоящему собору, т. е. к наилучшей обработке и аргументации защищаемого ими учения. Занимаясь выноскою из книг Нестория соблазнительных и еретических мест, и опровергая их свидетельствами Писания и св. отцов, Кирилл не оставлял в то же время и другого способа к раскрытию и утверждению (своего) православного учения о Лице Иисуса Христа и св. Девы Марии, – именно церковной проповеди. Город Ефес считал своими патронами-покровителями Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова. Здесь были две церкви, одна в честь Богородицы Марии, называвшаяся «Великая, или большая Мария», и другая – Иоанна Богослова, носившя соименное ему название («Иоанн Богослов “). Кирилл, как защитник наименования Марии Девы «Богородицы” конечно должен был и действительно был принят весьма радушно л торжфственно как жителями и властями города, так и епископом Ефеса, митрополитом Мемноном. Последниии предоставил в распоряжение Кирилла и единомысленных с ним епископов все церкви города Ефеса и право на свободное проповедание в них слова Божия
22 июня (431 г.) в церкви св. Богородицы Марии состоялся собор православных отцов, признанный и канонизованный впоследствии третьим вселенским собором . Несторий, лжеучение которого и подлежало главным образом разбирательству собора, не явился в собрание отцов, не смотря на троекратное приглашение. Тогда отцы собора, под председательством александрийского архиепископа, приступили к рассмотрению его учения по письменным документам и показаниям свидетелей – Акакия Мелитинского и Феодота Анкирского. По общему единогласному суждению, мнения Нестория были признаны еретическими и анафематствованы, сам же Несторий был лишен епископского сана и отлучфн от церковного общения. Этот приговор собора объявлен был как жителям Ефеса, так и отослан клиру церкви константинопольской. Следующие дни (23 – 26) посвящены были епископами собора «на пламенные проповеди, в которых они наперерыв терзали Нестория“, как выражается Тьерри.
27 июня прибыли восточные епископы и в тот же день составили свой собор, на котором постановлено было низложить Кирилла и Мемнона Эфесского за их беззаконные действия в Ефесе и за еретическое мудрование, обнаруженное в его анафематствах, лишить их епископства и отстранить от всякого священнодействия.– – Как от законного православного собора, состоявшегося 22 июня, так и от полномочного государственного чиновника, комита Кандидиана, и наконец от частного собора Иоанна антиохийского (27 июня) посланы были императору донесения и постановления. Император затруднялся, особенно в виду самого неблагоприятного отзыва о соборе 22 июня комита Кандидиана. Спустя немного времени
С прибытием папских послов, в 4 и 5 заседания православного Ефесского собора (16 и 17 июля), Кирилл и Мемнон, как несправедливо обвиненныф Иоанном антиохийским и его собором (27 июня), и даже низложенные и отлученные от общения церковного, представили свои жалобы на Иоанна и его сообщников для разбирательства и обсуждения на соборе. После официального троекратного приглашения Иоанна антиохийского явиться для объяснения и оправдания на собор и отказа его выполнить это приглашение и требование, он и восточные вообще, по выслушании и рассмотрении дела были (17 июля) отлучены от церковного общения, приговор же о Кирилле и Мемноне признан нф имеющим никакой силы и значения. По поводу этого обстоятельства Кирилл произносит церковную речь против Иоанна, решительно отделившегося от собора и правой веры. Жалуясь на Иоанна за его присоединениф к врагам Христа, Кирилл вместе с тем как бы предчувствуфт и неблагоприятный для себя и вообще православного собора исход дела, намекает даже на возможность для себя страданий за правое и святое дело.
Дело действительно к тому и клонилось. Император, не доверяя правоте действий Ефесского собора и чтобы прекратить возникшие разделения епископов, посылает в Ефес полномочного посла, комита Иоанна, и для умиротворения враждующих . Комит Иоанн прибыл в Ефес 2 или 3 августа, и на другой же день, т. е. 4 августа, заключил под стражу не только Нестория, как виновника церковной смуты и разделений, но и Кирилла и Мемнона, как главных вождей православной партии. Кирилл был брошен в общественную тюрьму. Прибытие комита и его поступок с Кириллом и Мемноном не были неожиданостью для последних и вообще для православных отцов собора. Акакий Мелитинский и св. Кирилл, еще прежде прибытия комита Иоанна, произносят поучения о мужестве и терпении в служении Господу, о высоте этих добродетелей и обязанности каждого истинного пастыря явить на себе эти подвиги, – в виду великой награды от Бога, обещанной исповедникам божественного достоинства Иисуса Христа. Только это утешение по-видимому и оставалось теперь для проповедника. Три месяца, полных неизвестности ожидающей его судьбы, пришлось томиться александрийскому пастырю в темнице.
Наконец, только 30 октября 432 (сентябрьского) года привелось Кириллу возвратиться в Александрию в радостном утешении, что его правое дело не проиграно. Восточные, после заключения Кирилла под стражу, сначала имели значительный успех в своих намерениях и действиях . Однако император, под влиянием ходатайственного письма отцов собора за св. Кирилла и Мемнона, просьбы клира константинопольского, беседы с аввой Далматом и внушений сестры своей Пульхерии, наконец после разных колебаний, вызова депутатов в Халкидон, их расспросов и пр., утвердил веру и постановления Ефесского собора, и самый собор был признан и утвержден третьим Вселенским. Таким образом Кирилл вполне оправдал слова свои, сказанные еще в начале борьбы с Несторием (ер. X, р. 68 – 69): «я не дам, как сказано в писании, сна очам моим и веждам моим дремания и покоя скраниям моим, доколе не совершу подвига за спасение всех”. Вся тяжесть борьбы с несторианским учением вынесена была Кириллом на собственных плечах .
Но взаимные несогласия сирских и александрийских епископов еще не кончились. Иоанн антиохийский не хотел покориться ни постановлениям Ефеского собора, ни требованиям императора, и осуждал посвящение нового архиепископа (св. Максимиана) на место Нестория. На двух соборах – в Тарсе и Антиохии он снова произнес приговор низложения на св. Кирилла и епископов, рукополагавших Максимиана, и в письме к императору просил о запрещении проповедовать учение Кирилла. Посему, по предложению императора собор Константинопольский (432 г.) рассуждал о средствах к прекращению сомнений. Полномочный посол государя, трибун Аристолай, отправился в Антиохию с письмами императора Феодосия к антиохийскому и александрийскому архиепископам, при чем первому внушительно повелевалось отложить личную вражду с Кириллом и вступить с ним в мир церковный, признав правильным осуждение Нестория и приняв определения Ефесского собора. Иоанн антиохийский, по совещании с прочими епископами на соборах в Антиохии и Берии, поручил берийскому епископу Акакию поставить, в письме к Кириллу, условием для примирения – принятие им никейского символа и отречение от своих сочинений против Нестория. Кирилл, как и следовало ожидать, решительно отверг такое условие, и в письме к Акакию (epist. 33, р. 157 – 162), предав анафеме заблуждения Ария и Аполлинария (так как его обвиняли в них ), требовал с своей стороны от восточных, чтобы они признали осуждение Нестория и его мнений. Признав православным Кириллово исповедание веры. Иоанн и Акакий отправили в Александрию епископа Павла эмесскаго для личных переговоров с Кириллом о примирении. Но письмо Иоанна, отправленное при этом к Кириллу, было наполнено разными упреками и жалобами за прошлое (ер. 36, р. 165 – 168). Не смотря, однако, на это, Кирилл, – пред этим он страдал тяжкою болезнью, – принял в общение церковное епископа Павла и согласился вступить в мир с восточными, под тем условием, если он письменно, от лица восточных, предаст осуждению Нестория и его учениф и признает законным рукоположение Максимиана. Павел без всякого противоречия принял эти условия и с согласия архиепископа александрийского произнес две проповеди (одну в день Рождества Христова, другую 1 января 433 г.), в которых отвергал заблуждения Нестория. После второй проповеди вышед на каффдру и сам Кирилл, подтвердив и одобрив сказанное Павлом эмесским . Опасаясь каких либо недоразумений, Кирилл отправил вместе с Павлом в Антиохию двух клириков, которые должны были вручить Иоанну общительное письмо, но только в том случае, если он, как и Павел, письменно признафт Нестория еретиком, а Максимиана законно рукоположенным епископом . Иоанн антиохийский действительно вскоре прислал исповеданиф веры, согласное с требованиями Кирилла (ер. 38, р. 169 – 173). В ответ на это исповедание последний пишет к Иоанну дышущее радостью и благодарностью письмо (ер. 39, р. 173 – 181): «да возрадуются небеса и возвеселится земля! разрушено средостение ограды, уничтожена печаль...; общий Спаситель всех нас Христос даровал церквам своим мир “, восклицал Александрийский святитель, Эту радость свою св. Кирилл поведал и пастве своей в церковной проповеди. Окончательноф примирение с восточными, доставившее такую радость св. Кириллу, не всеми, однако, православными было одобрено. В соглашфнии Кирилла с антиохийцами некоторые заподозрили измену сего святителя своему прежнему православному учению. Чтобы успокоить смущенных, Кирилл в письмах к этим лицам – Акакию мелитинскому (ер. 40, р. 181 – 201), Руфу фессалоникийскому (ер. 42 и 43, р. 221 – 4), Евлогию пресвитеру (ер. 44, р. 224 – 8), Сукцессу епископу (ер. 45 и 46, р. 228 – 45), Донату никопольскому (ер. 48, р. 249 – 53), Валериану иконийскому (ер. 50, р. 256), Евсевию пресвитеру (ер. 54, р, 288 – 9) и др., последовательно раскрывает историю примирения с бывшими приверженцами Нестория и доказывает, что Иоанново исповедание веры совершенно чуждо несторианской ереси, что исповедание в Иисусе Христе двух естеств не одно и тоже, что исповеданиф двух лиц (в письме к Акакию), и что выражение, встречающееся у отцов ; «едино естество Слова воплотившееся“ (- к Сукцессу, р. 241 – 44) заключает в себе не ту мысль, будто в Иисусе Христе одно естество, но ту, что Иисус Христос хотя и состоит из двух естеств, но есть единый Сын Божий, воплотившийся и вочеловечившийся, подобно тому как человек, хотя состоит из тела и души – двух различных природ, но из сего соединения их образуется один чфловек и одним называется. – При этом св. Кирилл принимал деятельное участие в увещании и обращении на путь истинный тех, которые лицемерно примирились с православными, оставаясь в душе несторианами. Известны письма его, отправленные по этому поводу к епископу Моисею и настоятелям сирских монастырей – Максиму, Иоанну и Фалассию. Далее, так как многие из несторианствующих стали ссылаться в защиту своих мнений на сочинения Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского, содержащие в себе благоприятное для них учение, то святитель александрийский, опасаясь новых споров и разделений церковных, вместе с св. Проклом константинопольским и Иоанном антиохийским принимал меры к прекращению возникавшего соблазна. Переписываясь об этом деле с Иоанном антиохийским, св. Проклом константинопольским и другими, св. Кирилл написал в то же время опровержение на нечестивые мнения Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского. По поводу несторианских же споров написано было Кириллом изъясневие никейского символа.
Об остальных годах жизни и деятельности св. Кирилла сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он вразумлял заблуждавшихся, писал сочинение против Юлиана отступника и ходатайствовал пред Домном Антиохийским за двух низложенных епископов . Смерть святителя последовала в 444 году 9
Таков быль св. Кирилл Александрийский в своей жизни и деятельности. Ревностный и неутомимый блюститель чистоты веры и учения церкви вселенской, Кирилл особенную славу свою и высокое уважение церкви снискал в борьбе с еретиком Несторием и последователями последнего. Нельзя указать ни одного основания, приводимого несторианами в свою защиту, которое бы с ясностью и и твердостью не было опровергнуто в его сочинениях . Столько же основательно и решительно обличена была им и несправедливость неприязненных к нему современных богословов, обвинявших его в разных отношениях и между прочим в ереси Ария и Аполинария. В борьбе с этими заблуждениями главная заслуга св. Кирилла состоит в раскрытии и уяснении догмата о единстве лица в Иисусе Христе с сохранением двух естеств и тесно связанных с сим других христологических вопросов . Посему неудивительно, что и древние, близкие к Кириллу, церковные писатели
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке