
Архиепископское служение св. Кирилла. Период донесторианский (412 – 429 гг.).
15-го октября
Хотя музей и его всемирная ученая слава, начиная с III века по Р. Х., при императоре Каракалле, который истребил большую часть его библиотеки и учителей его лишил казенного содержания, постепенно слабеет и меркнет, тем не менее громаднейшая библиотека и дух учености и философии продолжали существовать в Александрии до 641 года, когда Египет был завоеван арабами, музей разрушен и библиотека сожжена. – В рассматриваемое нами время греческая философия, переселившаяся из Афин в Александрию, ослабела; греческий гений вступил, в возраст старческого бессилия. Неспособная создать что-нибудь новое, самостоятельное и оригинальное, греческая мысль обратилась к воспоминанию, к дням былой своей творческой молодости, впала в эклектизм . Древние философские школы, из которых каждая имела свое собственное основное начало, свою особенную печать и индивидуальный характер, теперь обесценились и слились сначала в синкретизме, а потом в новом порождении последнего – неоплатонизме. Сей последний, получив свое начало в философии Плотина (†270 г.), ученика Аммония Саккаса александрийского, – в философии, вместившей и объединившей в себе эманатические и теософические системы востока, и системы Платона, Аристотеля и стоиков, – начиная с IV века получает несколько иной характер . Тогда как Плотин и Порфирий, жившие ранее окончательной победы христианства над язычеством при Константине Великом, были решительными противниками суеверия, – у последователей их изыскание истины подчиняется все более и более интересам религиозным – теософическим и теургическим (Ямвлих и Прокл ). Из заклятого врага народных верований, философия, как бы в противовес всепобеждающей силе христианства, делается ancilla политеизма. Воcстановить его во что бы то ни стало – такова безнадежная задача, которую ставит себе философия . С этих пор все в древнем язычестве кажется ей хорошим : самые странные суеверия, вызывания духов, чародейство, магия, заклинания богов, снотолкования и прорицания и пр. не только извиняются и терпятся ею, но даже сама она рекомендует и предается всему этому с лихорадочным жаром . Языческая религия, лишенная теперь права на существование, а потому принужденная отказаться от совершения своих обрядов
Со времени завоевания Египта Алфксандром Македонским и основания Александрии, в Египте и особенно столице его стали селиться в большом количестве иностранцы
Другую значительную часть населения Александрии составдяли евреи, которым сначала Александром Македонским, а потом Юлием Цфзарем предоетавдфны были права гражданства александрийского. В начале христианской эры их числилось в Египте около миллиона. Законы государственные не стесняли их ни в чем житейском и не отнимали у них права на покупку имений. Всем им было позволено соблюдать свои обычаи и уставы, так что Египет был для них вторым отечеством. Здесь в илиопольском околотке они еще в царствование Птоломея Филомитора построили себе храм по образцу храма иерусалимского, и совершали в нем богослужение по иудейскому закону и обряду, содержа своих священников и левитов денежными подаяниями и доходами с отведенных сему храму соседних полей. Однако это, уважаемое ими, святилище стояло только до воцарения Веспасиана. Св. Кирилл Александрийский в своих проповедях ясно дает разуметь, что ни храма, ни жертвоприношений, ни священнических и левитских черед не было у иудеев в его время. «Где находится храм ваш, спрашивает он иудеев (h. р. 4, ς. р. 465 – 468)? Где в нем алтари и приношения жертв? Где прикажете искать служителей святилища, т. е. многочисленные чреды священников и левитские учреждения? А облачения первосвященника и разноцветная одежда, – куда и когда, опять, девались от вас? А колокольчики, привешенные к краям одежды, – отчего перестали звенеть?” (Ср. h. р. 21, у, р. 853). Впрочем, египфтские евреи не смотря на то, что жили в довольстве, часто бунтовались, особенно тогда, когда туземцы или греки причиняли им какие-либо обиды. Так как они ни во что ставили религии других народов, как суеверные, а пользовались особыми преимуществами и покровительством префектов, как это было во дни св. Кирилла
Но самую большую, коренную, часть населения составляли туземцы египтяне, говорившие на своем национальном наречии. Местом жительства их были села и деревни, разбросанные по плодородной равнине Нила. Занятиями их были скотоводство, огородничество и земледелие. По крайней мере когда Кирилл обращается к жизни и занятиям туземцев, то изображает всегда эти, а не иные, труды и занятия их Ω τής Аίϒύπτου (h. р. 7, р. 545) или: οί τήν Аίϒυπτον οίχοὕντες ϒηπόνοι (h. р, 8, р. 564 и др.) – вот неизменные выражения Кирилла о египтянах, употребляемые как бы в смысле эпитета для последних . 0 других названных нами занятиях египтян (равно как и о земледелии) свидетельствуют не лишенные поэзии картины весеннего времени, неоднократно рисуемые Кириллом (h. р. 9, р. 581; h. р. 29, р. 960; и др.). В них изображает Кирилл разноцветные ковры зелени и цветов на полях и лугах, стада пасущихся на них овец и ягнят ; аллеи виноградников с налившимися и посиневшими виноградными кистями; нивы, блещущие золото-желтыми колосьями пшеницы и толпою жнецов, выходящих на работу, и пр. – По изображению историков египтяне были тонки, сухощавы, смуглы, невзрачны, нравом непостоянны, упрямы, хвастливы, обидчивы, горды, похотливы, сварливы, неистовы. Доносам их, особенно на богачей, не было конца. В случаях разномыслия о предметах веры и богопочитания они приходили в такое изступлевие, что затевали междоусобия, калечили людей, растерзывали их на части и даже кусали. Весьма опасны были для правительства эти люди, подвергавшие общество великим опасностям даже за мелочи, например, за не уступленное место в бане, за забытый поклон, за похуленное мясо. Как говоруны и остряки, они мастерски выдумывали пасквили на своих правителей (префектов ) и насмехались даже над императорами. Вообще это был народ нехороший. Таким сделало его вековечное рабство. В таких, а может быть и еще более ярких и мрачных красках и чертах изображает земледельцев – египтян и рассматриваемый нами проповедник (h. р. 11, Ϛ, р. 656; h. р. 7, β’ р. 544–549; h. р. 8, ϒ’ р. 561–565 и др.).
В материальном и экономическом отношении Александрия и Египет занимали высокое положение. Египет считался и служил хлебной житницей для римской империи
Все рассмотренные нами явления жизни александрийского общества происходили в среде пасомых александрийского святителя. Даже языческие заблуждения и суеверия, сталкиваясь с христианским учением, оставляли в обществе христиан пагубные следы, производили суеверия и вообще так или иначе вредили чистоте веры и жизни последователей Христа (h. р. 9, у, р. 585: h. р. 6, у, р. 504 – 505 и др.; h. р. 12, а’, 669 – 673 и др.). На ряду с этими зловрфдными порождениями язычества и политеизма, в церкви александрийской нередко прозябали и иного рода плевелы, – это ереси и расколы. Ко времени вступления Кирилла на епископский престол, в Александрии свободно проживали еретики новациане, имевшие здесь несколько своих церквей и беспрепятственно отправлявшие в них свое богослужение. Выли в Александрии последователи и других еретических заблуждений, против которых нередко направлял обличительное слово александрийский пастырь.
Продолжительна и многоплодна была жизнь и деятельность Кирилла в сане архиепископа, как для александрийской паствы, так и для церкви вообще. 32 года святительствовал на александрийской кафедре сей учитель и ревнитель веры и благочестия, заявивший себя таким с первых же дней своего нового служения. Церковный историк Сократ, передав известие об избрании на епископство Кирилла
По тону и характеру первых действий человека, выступившего в первый раз на поприще общественного служения, можно уже наверное заключать и о последующей его деятельности. Так случилось и с Кириллом . – Не менее новацианских заблуждений возмущали душу Кирилла и другие еретические лжеучения, проникавшие в среду его пасомых . Весьма естественно, что между александрийскими христианами было не мало людей получивших светское Философское образование и увлекавшихся мирской ученостью, вследствие чего и в христианство вносивших предпочтение разума вере, старавшихся проверять и исследовать истины веры и христианской догматики по началам и требованиям разума, не подчиняя это исследование и участие разума голосу церкви и предания. Были конечно люди и прямо зараженные мыслями уже появившихся в церкви Христовой еретиков, каковы – гностики, манихеи, Павел Самосатский, ариане, евномиане, аполлинаристы. Понимая нужду в уврачевании такого зла, ниспровергавшего христианство, и свою обязанность как обличать самые заблуждения, так и предостерегать и охранять своих пасомых от увлечений сих лжеучениями, Кирилл еще в первые годы своей епископской деятельности (до христологических споров) не раз делал еретические мнения предметом обличений в своих проповедях . В «беседе на св. праздник ваий” (h. 6. 13, р. 1060 – 1064) св. Кирилл резко обличает еретиков манихеев, Ария, Маркиона, Павла Самосатского и их тайных и явных последователей, защищает божественное достоинство Иисуса Христа, Его воплощение, рождение от Девы Марии, троичность лиц в Боге и пр. Во многих пасхальных проповедях, начиная с восьмой, Кирилл точно такжф сильно обличает названных еретиков, особенно ариан и евномиан (h. р. 8, р. 565 – 577; h. р. 12, р. 681 – 692; h. р. 15, р. 736 – 741 и др.). Во всех означенных и других местах пасхальных проповедей Кирилл обращает главным образом внимание на обличение еретических мнений о лице Иисуса Христа (как и в последующей несторианской борьбе) и раскрытие истинного православного учения о Нем . Но положительное догматическое учение, главным образом христологическое, – без прямого указания на то или другое еретическое заблуждение, – пастырь александрийский излагает в каждой пасхальной проповеди, из чего нельзя не заключать, как велика была ревность Кирилла по чистоте православного догматического учения. Но еще прискорбнее было для св. Кирилла присутствие среди его паствы язычников с их суеверным политеистическим культом . Как мы уже видели, в двух стадиях (2 тысячи шагов ) от Канопа, отстоящего на 12 стадий от Александрии, в селении Менуфис было идольское капище, в котором явно собирались нечистые духи
Вместе с тем Кирилл выступил со словом обличения и против суеверий и шарлатанства александрийских язычников, прорицателей и прорицательниц, колдунов, чародеев, – прикрывавшихся, как мы видели, именем теософической и суеверной неоплатонической философии . В одной из ранних своих бесед (h. р 4, у ', р. 460) св. Кирилл резко обличает жалкий недуг многобожия греков ; в другой (h. р. ϒ’, δ᾿, е’, р. 504 – 513) осмеивает крайнее юродство Фетишистов, сделавшихся безразсуднее глупых животных, – зоолатризм философов и астрономов, фатализм стоиков и современных неоплатоников вообще. В проповедях Кирилла находят себе обличение и опровержение и искаженные заимствования язычников
Но еще более возмущали пастыря александрийской церкви явившие в Александрии евреи. «Будучи всегда и везде врагами христиан, как говорит Сократ
Если же гнев Кирилла против иудеев имел законныя основания в самом положении дел, то и в дальнейших последствиях этого дела, именно во вражде александрийского префекта Ореста к Кириллу, возникшей вследствие изгнания жидов, и в убийстве мятежниками Ипатии становится вполне ясной справедливость и невинность Кирилла. Что не сам Кирилл был причиною этой вражды к нему Ореста, или лучше, что со стороны самого Кирилла не было никакой личной вражды и противодействия Оресту, на что по-видимому намекает Сократ в своих выражениях о Кирилле в роде следующего – «что Кирилл хотел иметь надзор и над распоряжениями Ореста и др., – это подтверждает и свидетельство самого же Сократа (в общем не сочувственно отзывающегося о действиях Кирилла), что предлагал дружбу Оресту и даже держал пред ним Евангелие в видах скорейшего примирения, «но и такая мера не смягчила префекта”
Пастырь александрийский не оставлял без уврачеваний и нравственные недуги своих духовных чад . Из очерка преосвящ. Порфирия мы уже видели, какого свойства была паства александрийская в данном отношении. Подобным же образом характеризует ее и Сократ (Ц. Ист. кв. VII, гл. 13): «александрийская чернь любит возмущения болше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнений». Но так как подобные черты замечались и во всех других жителях Египта (по Порфирию), и так как те же черты их нравов и обычаев – смуты, междоусобия, кровопролития и притом из -за ничтожных поводов – продолжались и во время Кирилла, как видно из его проповедей, то святитель александрийский не оставлял без уврачевания и этого зла. Неоднократно в своих «пасхальных проповедях “ он скорбит о кровавых междоусобицах египтян (h. р. 7, β᾿, р. 1, – 544 – 549), о грабительстве и морских разбоях и душегубстве (h. р. 8. у́, р. 561– 565) и противопоставляет этим распрям и буйству b пр. начало любви христианской (h. р. 7, а́, р. 540 – 544), обличает клятвопреступничество и обман (h. р. 5, η’ р. 497), лицемерие двоеверов «торгуюoих любовью к Богу (h. р. 9, р. 589 – 604); указывает на засуху и голод, как на гнев и наказание Божие за междоусобную жизнь египтян (h. р. 7, р. 544 – 549', h. р. β, у́, р. 909); внушает «очистить свое сердце от лукавства, именно: чародейства, плотоугодия, лихоимания, наговоров, клятвопреступничества, обманов, в особенности же от искажения точной и неподдельной веры; так как такому отступническому образу мыслей преданы некоторые из принявших имя христиан”, по словам проповедника (h. р. 26, β’, р. 917); обличает скупость и жестокосердие александрийских богачей, их рассеянную и порочную жизнь (h. р. 11, е’ р. 645– 652); в параллель с этим изображает жалкую жизнь бедняков и показывает превосходство их жизни пред жизнью богачей (Ibid., также: h. р. 27, β’', у́, р. 932 – 936, и мн. Др.) – Против же разврата и наипаче гнусного его вида – скопчества, как порождений роскошной и изнеженной жизни александрийского общества, Кирилл вынужден был в первые же годы своего служения выступить с грозным обличительным словом (h. d. 19, р. 1105 – 1109).
Но строгая ревность Кирилла по чистоте и славе веры и церкви Христовой, воодушевлявшая его на открытую и неустанную борьбу с разного рода заблуждениями (еретиков, язычников и иудеев ) и вообще религиозно- нравственными недостатками и пороками своей паствы, его непоколебимая преданность традициям, богословию и взглядам своей церкви, бывшей со времени первого Вселенского собора верною хранительницею православия на востоке, – иногда несколько ослепляла его глаза и не позволяла ему видеть вещи в их истинном свете. Мы разумеем отношение св. Кирилла к памяти с в . Иоанна Златоустаго. Считая все, что ни делали его александрийские предшественники- архиепископы – столпы веры и православия (напр. св. Афанасий Великий: h. р. 8, р. 572, Феофил: h. р. 1, β᾿, р. 405), – законным и вполне справедливым, по крайней мере согласным с церковно – каноническими правилами, и стараясь быть достойным их преемником и продолжателем их традиций, Кирилл долгое время держался образа действий и политики своего предшественника по кафедре и дяди архиепископа Феофила, осудившего, как известно (epist. 33, р. 159), и низложившего св. Иоанна Златоуста в 403 году. Посему св. Кирилл до 419 года не соглашался внести имя сего великого святителя в свои церковные диптихи, что сделали римский и восточные представители церквей. Только по настоянию и увещанию Исидора Пелусиота он согласился на это, и потому только тогда папою Зосимой был принят в общение с римской церковью, именно в 419 году
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке