Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Архиепископское служение св. Кирилла. Период донесторианский (412 – 429 гг.).

15-го октября 412 года скончался архиепископ алфксандрийской цфркви Феофил . После трехдневных споров преемником ему был избран и утвержден на архиепископеком престоле племяеник почившего Кирилл. Город Александрия, святительский престол которого занял св. Кирилл, основан был завоевателем, давшим ему свое имя, в 311 году до Рождества Христова. От основателя своего, ученика Стагирита, Алексапдрия наследовала дух великих греческих философов, и при Птоломеях сделалась всемирным не только промышленно- торговым, но и научным центром . Музей, основанный в новой столице Египта преемниками Птоломея, представлял собой такое поразительное по организации научного дела учреждение для древнего мира, какое едва ли может найти себе соперника и в новое время. Ученые всевозможных национальностей жили в музее за счет государства, и тысячи учеников стекались туда из всех соседних стран . Естествоиспытатели имели там в своем распоряжении ботанический сад, обширные зоологические коллекции, анатомический амФитеатр ; астрономы имели обсерваторию; математики, литераторы, грамматики, филологи пользовадись великолепной библиотекой, где в первые века нашей эры числилось до 700 тысяч томов . Но особенной славою пользовалась Александрия со времен Птоломеев в опытных и математических науках. Все почти древние свегила математики и астрономии до Коперника, Кеплера и Галилея припадлежали Александрии.

Хотя музей и его всемирная ученая слава, начиная с III века по Р. Х., при императоре Каракалле, который истребил большую часть его библиотеки и учителей его лишил казенного содержания, постепенно слабеет и меркнет, тем не менее громаднейшая библиотека и дух учености и философии продолжали существовать в Александрии до 641 года, когда Египет был завоеван арабами, музей разрушен и библиотека сожжена. – В рассматриваемое нами время греческая философия, переселившаяся из Афин в Александрию, ослабела; греческий гений вступил, в возраст старческого бессилия. Неспособная создать что-нибудь новое, самостоятельное и оригинальное, греческая мысль обратилась к воспоминанию, к дням былой своей творческой молодости, впала в эклектизм . Древние философские школы, из которых каждая имела свое собственное основное начало, свою особенную печать и индивидуальный характер, теперь обесценились и слились сначала в синкретизме, а потом в новом порождении последнего – неоплатонизме. Сей последний, получив свое начало в философии Плотина (†270 г.), ученика Аммония Саккаса александрийского, – в философии, вместившей и объединившей в себе эманатические и теософические системы востока, и системы Платона, Аристотеля и стоиков, – начиная с IV века получает несколько иной характер . Тогда как Плотин и Порфирий, жившие ранее окончательной победы христианства над язычеством при Константине Великом, были решительными противниками суеверия, – у последователей их изыскание истины подчиняется все более и более интересам религиозным – теософическим и теургическим (Ямвлих и Прокл ). Из заклятого врага народных верований, философия, как бы в противовес всепобеждающей силе христианства, делается ancilla политеизма. Воcстановить его во что бы то ни стало – такова безнадежная задача, которую ставит себе философия . С этих пор все в древнем язычестве кажется ей хорошим : самые странные суеверия, вызывания духов, чародейство, магия, заклинания богов, снотолкования и прорицания и пр. не только извиняются и терпятся ею, но даже сама она рекомендует и предается всему этому с лихорадочным жаром . Языческая религия, лишенная теперь права на существование, а потому принужденная отказаться от совершения своих обрядов укрывалась теперь под защитой философии, других наук, имевших за собой такоф блестящее прошлое в Александрии. Древний языческий политеизм, слившись с восточною теософией и теургией, равно как с мистериями египтян, мог таким образом свободно, на некоторое время, существовать под чужим именем – философии мудрости. – В таком именно виде изображает состояние языческого политеизма и современной философии мудрости вообще св. Кирилл в своих проповедях (h. р. 4, ϒ’. 460). Так, язычники, одержимые недугом многобожия и объюродевшие от идольских наваждений, воздают почитание дереву и камню; даже философы и астрономы, изучающие подсолнечную и определяющие сущность мира, покланяются тварям (h. р. 6, у́, р. 504 – δ᾿, р. 508): «Они включают в число богов даже таких, которые не имеют человеческого вида, приписывая им члены свиньи и собаки (Ibid.)-, признают тяготеющий над жизнью и действиями человека неотвратимый фатум (Ibid. δ᾿, р. 508 – έ’ р. 513). Св. Кирилл указывает и на ту черту современной ему философии, по которой она внесла в свои системы религиозные и суеверные учения, даже заимствованные из божественного откровения. Таково изображаемое им пантеистическое учение философов о «силах”, «престолах “, «господствах” и пр., как о божественных существах, которым и воздавалось суеверное божеское поклонение (h. р. 12, а’, р. 673 – β᾿, р. 680). Астрологи, прорицатели и колдуны морочили людей знанием будущего и чужих дел, «собирали вереницы жалких старух и нашептывали им свои выдумки, выдавая их за божественную волю (h. р. 14, ϒ’, р. 717 – 720): ψυχρών ϒάρ έχείνοις, продолжает Кирилл χαί άνοσίων λημμάτων ή τέχνη προμνήςριαχαί τήν έν πίναχι τώ πανώλει ϒραϕήν, ψεύδος σπερ τι ποιθύνται πωλητήρων (Ibid) . – По замечанию Анжело Майо (h. d. 18, Г, р. 1105) в Александрии известны были сновидцы и снотолкователи, прорицавшие от имени Эскулапа александрийского. Но в местах, более или менее удаленных от города, были и нарочитые идольские капища и прорицалища. Так, в 14 стадиях от Александрии, именно в селении Менуфпс существовало идольское святилище, где открыто собирались нечистые духи; здесь были сновидцы и снотолкователи, к которым обращались закоснелые язычники с вопросами об успехе своих предприятий и для прошения помощи в болезнях . От имени богини Менуфис (отчего получило название и само селение) прорицатели давали предсказания и ответы приходящим к святилищу богини за советом (h. d. 18, Г, р. 1105). Между прочим были известны прорицания и ответы Кассиана, менуфийского жреца. Такова была Александрия с своей языческой, традиционной стороны при вступлении Кирилла на архиепископскую кафедру.

Со времени завоевания Египта Алфксандром Македонским и основания Александрии, в Египте и особенно столице его стали селиться в большом количестве иностранцы Самую большую часть их составляли греки, водворявшиеся здесь с своей многобожной религией, со своими обычаями и со своим языком . Во время правителей Египта Птоломеев, любивших греческую словесность и греческие искусства, греков уважали и ласкали так, что целые города вновь настроенные населяемы были одними Греками. На греческом языке издавались царские указы и распоряжения префектов . По-гречески объяснялись перед судьями; по-гречфски говорили в собраниях мужей ученых и вельможных . Вообще гречфский язык был общеупотребительный в городах и особенно в Александрии, где жили греки. В проповедях св. Кирилла Александрийского только названия месяцев даются на египетском языке; самый же язык проповедей, равно как и слушатели, имеющиеся постоянно в виду, указывают на язык и нацию греков.

Другую значительную часть населения Александрии составдяли евреи, которым сначала Александром Македонским, а потом Юлием Цфзарем предоетавдфны были права гражданства александрийского. В начале христианской эры их числилось в Египте около миллиона. Законы государственные не стесняли их ни в чем житейском и не отнимали у них права на покупку имений. Всем им было позволено соблюдать свои обычаи и уставы, так что Египет был для них вторым отечеством. Здесь в илиопольском околотке они еще в царствование Птоломея Филомитора построили себе храм по образцу храма иерусалимского, и совершали в нем богослужение по иудейскому закону и обряду, содержа своих священников и левитов денежными подаяниями и доходами с отведенных сему храму соседних полей. Однако это, уважаемое ими, святилище стояло только до воцарения Веспасиана. Св. Кирилл Александрийский в своих проповедях ясно дает разуметь, что ни храма, ни жертвоприношений, ни священнических и левитских черед не было у иудеев в его время. «Где находится храм ваш, спрашивает он иудеев (h. р. 4, ς. р. 465 – 468)? Где в нем алтари и приношения жертв? Где прикажете искать служителей святилища, т. е. многочисленные чреды священников и левитские учреждения? А облачения первосвященника и разноцветная одежда, – куда и когда, опять, девались от вас? А колокольчики, привешенные к краям одежды, – отчего перестали звенеть?” (Ср. h. р. 21, у, р. 853). Впрочем, египфтские евреи не смотря на то, что жили в довольстве, часто бунтовались, особенно тогда, когда туземцы или греки причиняли им какие-либо обиды. Так как они ни во что ставили религии других народов, как суеверные, а пользовались особыми преимуществами и покровительством префектов, как это было во дни св. Кирилла, и были богаты; то и навлфкали на себя ненависть черни, особенно александрийской, которая и истребила бы их, если бы они не находили защиты у префектов римских

Но самую большую, коренную, часть населения составляли туземцы египтяне, говорившие на своем национальном наречии. Местом жительства их были села и деревни, разбросанные по плодородной равнине Нила. Занятиями их были скотоводство, огородничество и земледелие. По крайней мере когда Кирилл обращается к жизни и занятиям туземцев, то изображает всегда эти, а не иные, труды и занятия их Ω τής Аίϒύπτου (h. р. 7, р. 545) или: οί τήν Аίϒυπτον οίχοντες ϒηπόνοι (h. р, 8, р. 564 и др.) – вот неизменные выражения Кирилла о египтянах, употребляемые как бы в смысле эпитета для последних . 0 других названных нами занятиях египтян (равно как и о земледелии) свидетельствуют не лишенные поэзии картины весеннего времени, неоднократно рисуемые Кириллом (h. р. 9, р. 581; h. р. 29, р. 960; и др.). В них изображает Кирилл разноцветные ковры зелени и цветов на полях и лугах, стада пасущихся на них овец и ягнят ; аллеи виноградников с налившимися и посиневшими виноградными кистями; нивы, блещущие золото-желтыми колосьями пшеницы и толпою жнецов, выходящих на работу, и пр. – По изображению историков египтяне были тонки, сухощавы, смуглы, невзрачны, нравом непостоянны, упрямы, хвастливы, обидчивы, горды, похотливы, сварливы, неистовы. Доносам их, особенно на богачей, не было конца. В случаях разномыслия о предметах веры и богопочитания они приходили в такое изступлевие, что затевали междоусобия, калечили людей, растерзывали их на части и даже кусали. Весьма опасны были для правительства эти люди, подвергавшие общество великим опасностям даже за мелочи, например, за не уступленное место в бане, за забытый поклон, за похуленное мясо. Как говоруны и остряки, они мастерски выдумывали пасквили на своих правителей (префектов ) и насмехались даже над императорами. Вообще это был народ нехороший. Таким сделало его вековечное рабство. В таких, а может быть и еще более ярких и мрачных красках и чертах изображает земледельцев – египтян и рассматриваемый нами проповедник (h. р. 11, Ϛ, р. 656; h. р. 7, β’ р. 544–549; h. р. 8, ϒ’ р. 561–565 и др.).

В материальном и экономическом отношении Александрия и Египет занимали высокое положение. Египет считался и служил хлебной житницей для римской империи. Александрия же, расположенная почти в центре тогдашнего мира, при впадении громаднейшей реки Нила в Средиземное море, пользовалась славою богатого торгово- промышленного пункта. Отсюда в Алфксандрии, как и вообще в богатых и роскошных промышленно-торговых городах, резко бросалось в глаза неравномерное распределение материальных средств между гражданами города. Еще Климент Александрийский (†210 г.), наставник александрийского училища и пресвитер, указывал и обращал внимание на сосредоточение богатств в руках коммерсантов и вельмож . Нередко упоминает об этом и св. Кирилл, выставляя при этом на вид алчность и ненасытность богатых, их невнимание и жестокосердие к бедным и нищим (h. р. 11, р. 645 – 653; h. р. 27, р. 933 – 936, и др.). – На ряду с богатством и в зависимости от него в Александрии сильно были развиты и разные виды утонченной роскоши и порока. По свидетельству упомянутого нами Климента, богатые александрийские граждане окружали себя толпами рабов и наемников . Одни из них, писал Климент, приготовляют снеди, похлебки, печения, конфеты; другие берегут и чистят одежды, третьи стерегут золото, как грифы, четвертыф хранят серебро, чистят стаканы и готовят посуду для пиршеств, пятые ухаживают за скотиною. Кроме этих нужны еще толпы виночерпиев и стада красивых юношей, как скотов, из которых выдаивают красоту. Особые слуги и служанки нужны для наряжания женщин, одни для лица, другие – для одежды и повязок, третьи для чесания и убора головы. В ряду слуг много евнухов, и все они – сводники. Далее у богатых женщин должны быть галлы, которые поднимали бы их на носилках и носили на плфчах ... Для женщин нужны еще люди, которые рассказывали бы им всякую ложь и передавали любовные сплетни... Подобный же образ жизни богачей изображается и Кириллом в вышеуказанных (h. р. 11, h. р. 27) и других проповедях . Страсть же к евнухам и вообще порок скопчества во времена Кирилла еще более усилились и выступили наружу в александрийском обществе, как это видно из «обличительной речи Кирилла против евнухов” (h. d. 19, p. 1105 – 1109).

Все рассмотренные нами явления жизни александрийского общества происходили в среде пасомых александрийского святителя. Даже языческие заблуждения и суеверия, сталкиваясь с христианским учением, оставляли в обществе христиан пагубные следы, производили суеверия и вообще так или иначе вредили чистоте веры и жизни последователей Христа (h. р. 9, у, р. 585: h. р. 6, у, р. 504 – 505 и др.; h. р. 12, а’, 669 – 673 и др.). На ряду с этими зловрфдными порождениями язычества и политеизма, в церкви александрийской нередко прозябали и иного рода плевелы, – это ереси и расколы. Ко времени вступления Кирилла на епископский престол, в Александрии свободно проживали еретики новациане, имевшие здесь несколько своих церквей и беспрепятственно отправлявшие в них свое богослужение. Выли в Александрии последователи и других еретических заблуждений, против которых нередко направлял обличительное слово александрийский пастырь.

Продолжительна и многоплодна была жизнь и деятельность Кирилла в сане архиепископа, как для александрийской паствы, так и для церкви вообще. 32 года святительствовал на александрийской кафедре сей учитель и ревнитель веры и благочестия, заявивший себя таким с первых же дней своего нового служения. Церковный историк Сократ, передав известие об избрании на епископство Кирилла замечает, что “Кирилл вступил на епископство с большею властью, чем Феофил, что с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами. Именно, Кирилл тотчас же запер бывшие в Александрии новацианския церкви и взял всю их священную утварь, а епископа их Феопемпта лишил всего, что он имел“. Не принимая вышеприведенного вывода Сократа из данного действия Кирилла по отношению к новацианам, – как вывода пристрастного в силу приверженности самого Сократа новацианским заблуждениям мы видим в этом первом действии св. Кирилла типические, основные черты его характера и личности – пылкую, решительную ревность его по чистоте и славе веры. Сделано было это им не из -за самовластия, не в смысле попытки вторгнуться в пределы не принадлежащей ему светской власти и тем расширить свои и без того обширные права (такой поступок скорее повел бы к ограничению их ), но гораздо вернее и сообразнее с действительностью из чисто религиозных и благочестивых побуждений, – из желания очистить ниву церкви Христовой от вредоносных плевел, побуждений, выразившихся в силу решительного характера Кирилла в такой крутой мере.

По тону и характеру первых действий человека, выступившего в первый раз на поприще общественного служения, можно уже наверное заключать и о последующей его деятельности. Так случилось и с Кириллом . – Не менее новацианских заблуждений возмущали душу Кирилла и другие еретические лжеучения, проникавшие в среду его пасомых . Весьма естественно, что между александрийскими христианами было не мало людей получивших светское Философское образование и увлекавшихся мирской ученостью, вследствие чего и в христианство вносивших предпочтение разума вере, старавшихся проверять и исследовать истины веры и христианской догматики по началам и требованиям разума, не подчиняя это исследование и участие разума голосу церкви и предания. Были конечно люди и прямо зараженные мыслями уже появившихся в церкви Христовой еретиков, каковы – гностики, манихеи, Павел Самосатский, ариане, евномиане, аполлинаристы. Понимая нужду в уврачевании такого зла, ниспровергавшего христианство, и свою обязанность как обличать самые заблуждения, так и предостерегать и охранять своих пасомых от увлечений сих лжеучениями, Кирилл еще в первые годы своей епископской деятельности (до христологических споров) не раз делал еретические мнения предметом обличений в своих проповедях . В «беседе на св. праздник ваий” (h. 6. 13, р. 1060 – 1064) св. Кирилл резко обличает еретиков манихеев, Ария, Маркиона, Павла Самосатского и их тайных и явных последователей, защищает божественное достоинство Иисуса Христа, Его воплощение, рождение от Девы Марии, троичность лиц в Боге и пр. Во многих пасхальных проповедях, начиная с восьмой, Кирилл точно такжф сильно обличает названных еретиков, особенно ариан и евномиан (h. р. 8, р. 565 – 577; h. р. 12, р. 681 – 692; h. р. 15, р. 736 – 741 и др.). Во всех означенных и других местах пасхальных проповедей Кирилл обращает главным образом внимание на обличение еретических мнений о лице Иисуса Христа (как и в последующей несторианской борьбе) и раскрытие истинного православного учения о Нем . Но положительное догматическое учение, главным образом христологическое, – без прямого указания на то или другое еретическое заблуждение, – пастырь александрийский излагает в каждой пасхальной проповеди, из чего нельзя не заключать, как велика была ревность Кирилла по чистоте православного догматического учения. Но еще прискорбнее было для св. Кирилла присутствие среди его паствы язычников с их суеверным политеистическим культом . Как мы уже видели, в двух стадиях (2 тысячи шагов ) от Канопа, отстоящего на 12 стадий от Александрии, в селении Менуфис было идольское капище, в котором явно собирались нечистые духи. Предшественник Кирилла Феофил построил здесь церковь в честь Евангелистов . Но демонская сила и разные суеверия и прорицания продолжали существовать здесь и при Кирилле. Св. Кирилл – Ille magnus pietatis amator et fidei violatorum depositor – по внушению Божию переносит сюда, именно в церковь св. Евангелистов, мощи св. мучеников Кира и Иоанна, пострадавших в царствование Диоклетиана вместе с тремя канопскими девицами сестрами (Феоктистой, Феодотой и Евдоксией) и матерью их Афанасией, – и почивавших до того времени в церкви св. Апостолов в Канопе или Метании. С перенесением мощей удалилась как нечистая сила демонов, так прекратились и снотолкования и предсказания прорицателей. Чудеса, изливаемые от мощей мучеников, привлекали к себе внимание как заблуждавшихся, так и благоговейных поклонников близких и отдаленных стран . Но Кирилл не ограничился одним перенесением мощей. По близости селения Менуфис от Александрии, он часто являлся сюда и произносил поучения. При самом перенесении останков св. мучеников произнесены были им три краткие поучения.

Вместе с тем Кирилл выступил со словом обличения и против суеверий и шарлатанства александрийских язычников, прорицателей и прорицательниц, колдунов, чародеев, – прикрывавшихся, как мы видели, именем теософической и суеверной неоплатонической философии . В одной из ранних своих бесед (h. р 4, у ', р. 460) св. Кирилл резко обличает жалкий недуг многобожия греков ; в другой (h. р. ϒ’, δ᾿, е’, р. 504 – 513) осмеивает крайнее юродство Фетишистов, сделавшихся безразсуднее глупых животных, – зоолатризм философов и астрономов, фатализм стоиков и современных неоплатоников вообще. В проповедях Кирилла находят себе обличение и опровержение и искаженные заимствования язычников из божественного откровения, как -то вера. в «силы“, «престолы“, «господства“ и пр., как божественные существа (h. р. 12, β᾿, р. 673 – 680). Подобное поклонение есть не что иноф, как многобожие и идолопоклонство. В 14 пасхальной проповеди (у́, р. 717 – 720) св. Кирилл направляет свою речь против астрологов, прорицателей и колдунов, обманывавших людей знанием чужих обстоятельств жизни и ведением будущего, – что свойственно только Богу и истинным Его пророкам по божественному откровению. Но эти и подобные обличения Кирилла были направлены собственно к одряхлевшему уже и пассивному, а потому безопасному для христианства, неоплатонизму и языческой мудрости вообще. Между тем были конечно, как это показывает пример Ипатия, и более серьезные и видные представители отжившей александрийской философии . Против них -то, равно как и против еретиков, зараженных препретельной человеческой премудростию, и вместе с тем для ограждения от них и для утверждения своих духовных чад в истинах веры и благочестия, св. Кирилл пишет (до появления Несториевой ереси) и более обширные и серьезные богословские сочинения – 17 книг о поклонении Богу духом и истиною, разные экзегетические сочинения, сокровище о Святой и Единосущной Троице, семь разговоров о Св. и Единосущной Троице, книгу о Св. Животворящей Троице.

Но еще более возмущали пастыря александрийской церкви явившие в Александрии евреи. «Будучи всегда и везде врагами христиан, как говорит Сократ, иудеи особенно были ненавистны для александрийской черни и вообще христиан . По рассказу Сократа они делали много зла и пакостей как александрийским христианам вообще, так и в частности Кириллу. Не удивительно поэтому, что Кирилл, как строгий и непреклонный ни пред какими препятствиями ревнитель Христовой веры и славы церкви, предпринял против них, в первое сие время по вступлении на кафедру, самые строгие и решительные меры: отнял синагоги, лишил имущества и самих изгнал из города. Кроме того, Кирилл выступал против иудеев и с другим истинно-христианским оружием – церковною проповедью. В первых своих шести пасхальных проповедях, падающих на 414 – 418 годы, т. е. на первые годы служения своего, а также в 8 и 10, относящихся к 420 и 422 годам, – к каковому приблизительно времени относится и неистовство иудеев и их козни против христиан, св. Кирилл с особенною силою и негодованием обличает злодейства и жестоковыйность иудеев . Резкие и энергические выпады против иудеев в указанных уже проповедях и более или менее сильные обличения во всех остальных пасхальных проповедях и в большей части из проповедей «на разные случаи“ (h. р. 1, е’, р. 417 – ς’, Р- 424: обличается безбожие, идолопоклонство, нечестие, преступление закона и предательская жестоковыйность иудеев по отношению к Спасителю; h. р. 5, β’, р. 473–ς᾿, р. 496: намеренное извращение ими и лжетолкование закона, содержащего однако, ясное учение о Спасителе; тоже в пропов. 6, ς’ р. 513 – iа́, р. 529 и др.), – такие Филиппики конечно были вызываемы действительным положением дела, действительным нахальством и злодейством иудеев . Обличая иудеев во всевозможных беззакониях, злодействах преступлениях, проповедник восклицает наконец (h. р. 10, е́, р. 632): «но зачем мне так много растягивать свою речь о том, что у каждого пред глазами? Кто в самом деле не слыхал о дерзостях нечестивых иудеев”? (Сравн. h. р. 4, у́, р. 460).

Если же гнев Кирилла против иудеев имел законныя основания в самом положении дел, то и в дальнейших последствиях этого дела, именно во вражде александрийского префекта Ореста к Кириллу, возникшей вследствие изгнания жидов, и в убийстве мятежниками Ипатии становится вполне ясной справедливость и невинность Кирилла. Что не сам Кирилл был причиною этой вражды к нему Ореста, или лучше, что со стороны самого Кирилла не было никакой личной вражды и противодействия Оресту, на что по-видимому намекает Сократ в своих выражениях о Кирилле в роде следующего – «что Кирилл хотел иметь надзор и над распоряжениями Ореста и др., – это подтверждает и свидетельство самого же Сократа (в общем не сочувственно отзывающегося о действиях Кирилла), что предлагал дружбу Оресту и даже держал пред ним Евангелие в видах скорейшего примирения, «но и такая мера не смягчила префекта”. Что же касается убийства Ипатии, совершенного, по Сократу, какими-то «людьми с горячими головами“ из желания в лице её уничтожить преграду для примирения между Кириллом и Орестом, и таким образом случившегося как бы не без ведома Кирилла, а по светским историкам (Дрепер) даже по его воле, то это положительно не верно. Историк Сократ, при всей своей нерасположенности к Кириллу, словами: «это (убийство) причинило не мало скорби и Кириллу, и александрийской церкви», все-таки дает ясно видеть не- причастность Кирилла такому недостойному делу. Из этих слов, напротив, можно заключать даже о некоторой расположенности Кирилла к этой женщине – философу. Коппалик, в своем сочинении «о св. Кирилле Александрийском», и Филарет Черниговский (Ист. уч. об оо. ц., § 212) не находят возможным допустить подобное участие Кирилла в деле убийства Ипатии.

Пастырь александрийский не оставлял без уврачеваний и нравственные недуги своих духовных чад . Из очерка преосвящ. Порфирия мы уже видели, какого свойства была паства александрийская в данном отношении. Подобным же образом характеризует ее и Сократ (Ц. Ист. кв. VII, гл. 13): «александрийская чернь любит возмущения болше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается от волнений». Но так как подобные черты замечались и во всех других жителях Египта (по Порфирию), и так как те же черты их нравов и обычаев – смуты, междоусобия, кровопролития и притом из -за ничтожных поводов – продолжались и во время Кирилла, как видно из его проповедей, то святитель александрийский не оставлял без уврачевания и этого зла. Неоднократно в своих «пасхальных проповедях “ он скорбит о кровавых междоусобицах египтян (h. р. 7, β᾿, р. 1, – 544 – 549), о грабительстве и морских разбоях и душегубстве (h. р. 8. у́, р. 561– 565) и противопоставляет этим распрям и буйству b пр. начало любви христианской (h. р. 7, а́, р. 540 – 544), обличает клятвопреступничество и обман (h. р. 5, η’ р. 497), лицемерие двоеверов «торгуюoих любовью к Богу (h. р. 9, р. 589 – 604); указывает на засуху и голод, как на гнев и наказание Божие за междоусобную жизнь египтян (h. р. 7, р. 544 – 549', h. р. β, у́, р. 909); внушает «очистить свое сердце от лукавства, именно: чародейства, плотоугодия, лихоимания, наговоров, клятвопреступничества, обманов, в особенности же от искажения точной и неподдельной веры; так как такому отступническому образу мыслей преданы некоторые из принявших имя христиан”, по словам проповедника (h. р. 26, β’, р. 917); обличает скупость и жестокосердие александрийских богачей, их рассеянную и порочную жизнь (h. р. 11, е’ р. 645– 652); в параллель с этим изображает жалкую жизнь бедняков и показывает превосходство их жизни пред жизнью богачей (Ibid., также: h. р. 27, β’', у́, р. 932 – 936, и мн. Др.) – Против же разврата и наипаче гнусного его вида – скопчества, как порождений роскошной и изнеженной жизни александрийского общества, Кирилл вынужден был в первые же годы своего служения выступить с грозным обличительным словом (h. d. 19, р. 1105 – 1109).

Но строгая ревность Кирилла по чистоте и славе веры и церкви Христовой, воодушевлявшая его на открытую и неустанную борьбу с разного рода заблуждениями (еретиков, язычников и иудеев ) и вообще религиозно- нравственными недостатками и пороками своей паствы, его непоколебимая преданность традициям, богословию и взглядам своей церкви, бывшей со времени первого Вселенского собора верною хранительницею православия на востоке, – иногда несколько ослепляла его глаза и не позволяла ему видеть вещи в их истинном свете. Мы разумеем отношение св. Кирилла к памяти с в . Иоанна Златоустаго. Считая все, что ни делали его александрийские предшественники- архиепископы – столпы веры и православия (напр. св. Афанасий Великий: h. р. 8, р. 572, Феофил: h. р. 1, β᾿, р. 405), – законным и вполне справедливым, по крайней мере согласным с церковно – каноническими правилами, и стараясь быть достойным их преемником и продолжателем их традиций, Кирилл долгое время держался образа действий и политики своего предшественника по кафедре и дяди архиепископа Феофила, осудившего, как известно (epist. 33, р. 159), и низложившего св. Иоанна Златоуста в 403 году. Посему св. Кирилл до 419 года не соглашался внести имя сего великого святителя в свои церковные диптихи, что сделали римский и восточные представители церквей. Только по настоянию и увещанию Исидора Пелусиота он согласился на это, и потому только тогда папою Зосимой был принят в общение с римской церковью, именно в 419 году, между тем как ранее был отлучен от общения

Примечания
1* Le Quien, Oriens christianus, pag. 407: Тheophilus lethargia obit 18 mensis Раорhi seu 15 Осtobris, Honorio Augusto IX et Theodosio Aug. V coss., quum sedisset аппоs 27, menses 2, dies 24, hoc est anno 28 inchoato, juxta atque fertur in tabulis Theophanis et Nicephori Laterculo patriarcharum Alexandrinorum. – Ср. Сокр. кн. VII, гл. 7.
2* Апостольская александрийская кафедра со времени 2-го вселенского собора уступила свое первое место между восточными епископиями кафедре константинопольской. Первосвященники её носили титул «папы“ или «архиепископа“. – Ibid.
3* «Проповедники в патриархате александр.“ Порфирия Успенского, стр. 3.
4* Le Quien, Or. Christ., p/ 377… Quum Alexandria sub Ptolemaies principibus, ac sub Romanis dienceps, viris scientiarum peritissimis abundaret, imprimisque mathematicis et astronomis…
5* Между прочич, еще Феофил, предшественник Кирилла, в 391-м году разрушил до основания идольские капища в Александрии, Канопе и других городах
6* Последующий очерк сделан главным образом по монографии преосвящен. Порфирия Успенского: Проповедники в патриархате александрийском, стр. 1 – 7
7* Церковн. История Сократа, кн. VII, гл. 13; гл. 16,
8* Ibidem.
9* В 7 пасх. проп. Кирилл называет египетскую землю «кормилицею Подсолнечной” (τροϕός τής ύϕ’ ήλίϕ), pag. 548.
10* В проповеди: “какой богач спасётся“.
11* В сочинении «Педагог“
12* Церковная история, Кн. VII, гл. 7.
13* Архим. Порфирий Попов в монографии: Св. Кирилл Александрийский (Прибавлен. к Творен. Святых Отец, т. 13-й); также Le Quien в сочинении Oriens Christianus (XLII, pag-. 360), Сей последний (Le Quien), изложив переданный нами рассказ из истории Сократа о поступке Кирилла с новацианами, замечает на это: Socratos, in Novatianos alioqui propensior... («вообще расположенный к новацианам “...), и передает затем раcсказ о подобном же поступке с новацианами в их епископом Рустикулом папы Целестина в Риме, – за что одначо никто не осуждал папу в превышении епископской власти. Пристрастность Сократа к новацианам, добавим от себя, видна из подобного же осуждения им поступка св. Иоанна Златоуста с новацианами; см. Церковн. Истор. книг. VI, глав. 21.
14* Curs. сompl. Р. gг. Mign. р. 1103, not. 1: ... in quo manifeste coopeabantur noquissimi spiritus…
15* Ibidem
16* Curs. cjmpl., h. div. 18, a’ р. 1101; – надписание 2-й (β’) речи. Однако можно думать на основании содержания 2-й речи (..."божественный источник которых мы имеем в церкви св. евангелиста Марка“...), что мощи были перенесены из Александрии, или еще вернее – из другого какого-либо места, как дает разуметь выражение о мощах мучеников в той же речи: ήν όμού τά λείϕανα τών άϒίων μαρτύρων έν ένί τόπϕ χείμενα...
17* Начало 2-го поучения (р. 1101): «мы не были ленивы в отношении обычного слова“...
18* 1-е поучение – к тавеинским монахам в Канове, или Метанее; оно по всей вероятности (сообразно с примечанием 1-м ) сказано было, когда мощи еще только несены были в Менуфис, т. к. во время остановки в Канове или Метании Тавеинской обители; 2-е поучение произнесено было тоже в Канове, или Метании, в церкви св. Апостолов, по всей вероятности через 4 дня после 1-го (в самих проповедях и надписании их нет указания на близкую временную связь 1-и и остальных двух других проповедей, так что можно предположить, что они произнесены в разные годы, хотя и в те же числа месяца) поучения, уже но возвращения Кирилла из селения Менуфис и положения хам св. мощей в гробнице или раке, на что потребовалось конечно не менее трех дней (р. 1101): «перенесли и положили останки св. мучеников в церкви Евангелистов, устроив по обыкновению, как мученикам, усыпальницу (μνημείον)“... 3-е же поучение – в церкви св. Евангелистов (близ селения Менуфис ), на другой день после 2-го поучения, как значится в надписании речи и в заключительных словах 2-го поучения: «посему соберемся завтрашний день и почтим блаженных мучеников “...
19* На это указывает смысл обличения, хотя можно разуметь и христиан суеверов.
20* «В Александрии, передает Сократ (Ц. Ист. кн. VII, гл. 15), была одна женщина по нмени Ипатия, дочь философа Феона. Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницею платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Оттого хотевшие изучать философию стекались к ней со всех сторон . По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она с скромностью представала даже пред лице правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин: ибо за необыкиовенную её скромность все уважали ее и дивились ей“.
21* Ц. Ист. кн. VII, гл. 13.
22* Сокр. Ц. Ист. кн. VII, глава 13 (рассказ об убиении евреями Иеракса, сожжении «Александровской Церкви“ и избиении в это время христиан ).
23* Поэтому поводу архим. Порфирий (Попов ) в своей монографии о Кирилле (стр, 255 в Приб. к Тв. С в. О.о ) замечает: «несомненно, что в этом случае святитель поступил по правам, предоставленным, императорами александрийским епископам . Иначе, иудеи вскоре возвратились бы в Александрию, и префект Орест, крайне досадовавший на это изгнание, не боялся бы дозволить им вход в город и защитить их вооруженною рукою, если бы изгнание было делом чуждого всяких прав своеволия и незаконного вмешательства в круг чужой власти. Но он и в донесении царю, как видно из слов Сократа, главным образом высказывал свою скорбь только о том, что город неожиданно лишился такого множества жителей, следов., указывал на невыгоды для города изгнания иудеев “.
24* Историк Сократ, передавая об этих событиях (кн. Ѵ40;II, главы 13, 14, 15 и 16), не определяет в точности времени их происшествия; но судя по тому, что первые из указанных им зловредных действий иудеев случились ранее (на несколько месяцев) убийства Ипатии, совершенного в 415 году, а второе, как он говорит, спустя немного времени», т. е. после смерти Ипатии, нужно полагать, что время злодейства иудеев и борьбы с ними Кирилла относится именно к 412 – 422 годам ; самый перерыв в рассказе Сократа о злодействах иудеев совпадает с перерывом резких обличений на иудеев в проповедях Кирилла.
25* У Сократа передаются и другие сведения из отношений Ореста к Кириллу и Кирилла к Оресту (гл. 14), которые для вас не имеют важности.
26* На это по-видимому указывает и письмо Ипатии к Кириллу (epist. 88, pag-. 589), которое, хотя и должно быть призвано подложным (говорится напр. о Нестории), однако фактом своим показывает, что в древности иначе смотрели на отношения рассматриваемых лиц, чем смотрят некоторые теперь.
27* Cirillus von Alexandria …Mainz, 1881, – мы основываемся на рецензии на это сочинение проф. Лебедева, в Приб. к Твор. Св. Отец, 1882 г., ч. IV, стр. 546 – 562.
28* Le Quien, Oriens Christianus, XXIV, р. 407: Ad annum usque 417 Romanae sedis communionis (Cirillus) exsors fuit, quum sansti Joanis Chrysostonu nomen in diptycha fasta referre obstinatius abnueret. Tandem vero, Isidoro praesertim Pelusiota suadente, senctissimo illo pontifise meliora sentiens, admissus fuit a Zosimo papa, anno 419.
29* У Порфирия (Попова) в известной его монографии (стр. 301, в «Приб. к Твор. св. О.о, г. 13-й) время этого события неверно отнесено к 438 году; в этом случае непонятно было бы, как св. Кирилл вступал в такие близкие отношения с папой Целестином (по поводу ереси Нестория) и получил. от него такие важные полномочия. В сочинениях Тьерри (Нест. и Евт. ч. 1, стр. 55) принятие Кирилла в общение приписано папе Целестину.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист