Святое Богоявление Господа Бога и Спаса Иисуса Христа
Богоявление Господне
До тридцатилетнего Своего возраста Богочеловек не начинал всенародной проповеди Евангелия, потому что у иудеев ранее этого возраста не принимали звания учителя народного или священника. Когда настало для Него время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча, в 15-е лето владычества Тиверия, по глаголу Божию, предвозвещает во всей окрестности Иорданской (Лк. 3:1–3), что приблизилось Царство Небесное и грядёт чаемый Мессия; проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в Царство Его, и исповедующих грехи свои крестит в Иордане (Мф. 3:2). Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам Златоуста, только приготовлением к св. таинству, а не самым ещё таинством. Желая освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и установить таинство крещения, долженствовавшее служить дверью в новый вечный завет с Богом, Иисус Христос перед вступлением Своим в открытое, всенародное служение спасению мира, пришёл также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия; тогда Иоанн в благоговейном изумлении возопил: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне. Остави ныне, отвечал Господь, тако бо подобает нам исполнити всякую правду (Мф. 3:14–15). Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его; по выражению церковных песнопений Господь, взявший на Себя грехи мира, покрывается водами Иордана. Как скоро Иисус Христос, крестившись, вышел из воды: над Ним отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил как голубь, ниспускаясь на Него, и слышан был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17). Таким образом, Иисус Христос, в день крещения, сошествием на Него св. Духа помазан по Своему человечеству паче причастник своих (Евр. 1:9; Деян. 10:37–38), и с этого времени Спасителю, как человеку, принадлежит имя Христос, предсказанное пророками.
В воспоминание события на Иордане установлен Церковью праздник в 6-й день января, согласно с преданием, по сказанию коего именно в этот день совершилось празднуемое событие, а также – и со свидетельством Евангелия, благовествующего, что Иисус Христос, в день Своего крещения бе яко лет тридесять (Лк. 3:23); следовательно, крестился около дня Своего рождества.
Праздник в 6-й день января называется праздником Крещения Господня и Богоявления. Ибо при крещении Христа Спасителя было явление Пресвятой Троицы и особенно торжественное явление Божества Спасителя, всенародно вступившего в Своё открытое служение для искупления мира. Бог Отец явился, из отверстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Дух Святой явился из отверстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий, или, как говорит Церковь, «извествоваше словесе утверждение». Таким образом явление Бога Отца и Св. Духа свидетельствовало о явлении Сына Божия человекам в лице Крещаемого, как говорит Предтеча о Спасителе: да явится Израилеви, сего ради приидох аз, водою крестя (Ин. 1:31); а св. Златоуст пишет: целью сошествия Св. Духа было указать Христа. И действительно, Божество Спасителя явлено было при крещении Его и народу и Крестителю. Креститель свидетельствовал о Христе: аз не видех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть Крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий (Ин. 1:33–34). На другой день по крещении Спасителя, узревши Его, Креститель и сам торжественно исповедал Его Сыном Божьим и другим указал на Него, яко на Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира (Ин. 1:32–37). Согласно со словами Евангелия объясняется наименование Богоявления в Постановлениях Апостольских и у Отцов церкви. В Постановлениях сказано: «да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил вам Божество, да будет они в 6 день месяца». По словам св. Амвросия Медиоланского, день крещения Господня назван Богоявлением преимущественно потому, что в этот день Господь явился не столько взору, сколько спасению людей. Св. Златоуст говорит: «не тот день, в который родился Спаситель, до́лжно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Чрез рождение Своё Он не всем сделался известен, но чрез крещение; до дня крещения Он был не известен народу. Почему Богоявлением называется не тот день, в который (Христос) родился, а тот, в который крестился. А что народ познал Его и не понимал, кто Он, послушай, что говорит Иоанн Креститель: отвеща Иоанн глаголя: аз крещаю водою: посреди же вас стоит, егоже вы не весте (Ин. 1:26). И что удивительного, если другие не знали, когда и сам Креститель не знал Его до того дня» (Ин. 1:33). Блаженный Иероним говорит: «в рождении Своём Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно». Согласно с Писанием и преданием Прав. Церковь объясняет наименование Богоявления, возглашая в день крещения Спасителя: «явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас: пришел еси и явился еси свет неприступный». Итак, крещение Господне было событием явления Бога Триединого, для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя человеков.