Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Евстафия, архиепископа Сербского

 Преставление св. Евстафия, архиепископа Сербского

Св. Евстафий, архиепископ Сербский

В месяцеслове Евангелия, писанного в 1329 году, показана под 4 января «память св. Евстафия, архиепископа сербского». Мощи его покоятся под спудом в кафедральном храме Печской архиепископии. Блаженный Евстафий, сын богобоязненных родителей из Будимльской жупы, обучавшись в юности книжной мудрости, принял иночество в Зетской Михайловской обители; от руки епископа Неофита. Пожив здесь в посте, отправился с двумя иноками к св. местам и, возвращаясь оттуда, поступил в Афонский Хиландарский монастырь. Здесь за добродетельную жизнь избран был в игумена, в каковом звании видим его с 1263 года. Потом посвящён был в епископа Зетского туда, где принял он монашество. Последовавшие затем гражданские смуты Сербии имели последствием своим замешательство церковное в Сербии. Когда король Урош изгнан был из королевства (1269 г.), блаж. Иоанникий архиепископ, любивший короля своего, последовал за ним и скончался вдали от своей кафедры. Сербская церковь, уважавшая блаж. Иоанникия, не хотела признать никого первосвятителем своим, прежде чем отдана была должная почесть почившему на чужбине первосвятителю. Король Драгутин должен был исполнить желание Сербии. Когда открыли гроб блажен. Иоанникия, тело его оказалось нетленным и его с почестью положили в Сопочанском монастыре вблизи тела Урошева. Тогда-то приступили к избранию нового первосвятителя, и избран был блажен. Евстафий.

Высокие добродетели Евстафия доставили ему уважение и нового короля Милютина. В звании архиепископа всей Сербии, он с 12 епископами присутствовал на соборе, на котором король Милютин утвердил за Хиландарским монастырём земли и угодья Сербской страны. Когда спустя 7 лет правления своего блажен. Евстафий почувствовал близость кончины своей, то, призвав ближних епископов и игуменов, простился со всеми, приобщился св. таин и, с весёлым лицом сказав: «в руки Твои, Господи, предаю дух мой», мирно скончался (а).

Сербская церковь поёт св. Евстафию: «на него же уповал еси, святителю, из млада возраста, радуяся же яко елень востекл еси на гору святую, земная вся оставил еси, прилепився закону Творца и Владыки исполнением заповедей».

«Очистив душу и тело от скверны, праведно-преподобна и незлобива учителя себе показал еси, отче блаженне: сирых питатель, обидимых помощник и странноприимец был еси: темже со дерзновением вопиеши: Тебе люблю, Иисусе Боже мой, света невечернего и миром владычествующа».

Примечания
1* Григоровича путешествие по Турции, стр. 18. Казань. 1848 г.
2* Зап. географ. об. XIII, 174.
3* Гласник дружства Сербск. лит. VI, 31–33. См. ниже прим. 29.
4* Послесловие грамматиста Феодора: «тогдаже (1263 г.) предръжащю крьмыло хыландарскые лавры преподобному отцу нашему игумену курь Евстафию»... Калайдовича экзарх, стр. 164.
5* Гласник V, 32. О зетских епископах Иларионе и Неофите янв. 12 пр. 29, 24.
6* Григоровича путеш. 41. 46.

а) Гласник VI, 33–34. Тронош. летоп. в гласнике V, 50–53. Последняя говорит, что после Иоанникия восходил на кафедру Даниил I и венчал Драгутина, тогда как по родослову Даниил I был на кафедре после Саввы II (муз. Румянц. стр. 159. Гласник VI, 29). Но если управлению блаж. Иоанникия назначают всего 4 года (гласник VI, 31), то могло быть, что по удалению Иоанникия Даниил I во второй раз восходил на кафедру, но как говорит и летоп. (глас. V, 51–53), скоро оставил её, по неудовольствиям народа за Уроша. Савва III не помещает Даниила между своими предшественниками (см. август 30 прим. 30). Это подкрепляет известия тронош. летописи, так как венчание Драгутина Даниилом могло казаться столько виновным для Саввы, что он не поставил Даниила в числе архиепископов, хотя по известию Даниила II тот был архиепископом. По времени правления Саввы 2 (1263 – Февр. 1268) и Иоанникия (4 года с включением Данилова правления) надобно положить, что св. Евстафий взошёл на кафедру в 1272 г. Так, а не иначе, заставляет полагать и троношская летопись. На списке толкового Евангелия запись: «написано бысть во дни краля – Стефана Уроша в 5 лето державного владычества его, от числа же сложения мира лет 6794, в сие лето поставлен бысть светы преосвященный архиепископ Ияков», (Миклошича monum. № 488, s. 561). Здесь в написании числа лет миробытия – ошибка. Пятый год правления Милютинова был в 1279 г. от Р.X. и в 6787 г. миробытия. Итак, св. Евстафий почил в 1279 г. и в том же году взошёл на кафедру преемник его архиеп. Иаков.

7* Сербляк, Белград 1861 г. сл.