Преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их Иоанна и Аркадия
Св. преп. Ксенофонт, Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий
Ксенофонт и Мария были знатные и богатые граждане г. Византии, жившие в V стол. Они вели благочестивую жизнь и более всего заботились о том, чтобы воспитать детей своих истинными христианами. Исполнитель угодных Ему стремлений человеческого сердца благословил труды их полным успехом: плоды христианского воспитания юношей не замедлили обнаружиться в полном блеске.
Укрепив детей своих домашним душевным воспитанием, родители отпустили их в г. Берит для доставления им там и научного образования.
«Поступайте всегда, как я заповедовал вам, – говорил Иоанну и Аркадию отец их, расставаясь с ними, – не из тщеславия, но из желания вам добра говорю вам, что если вы будете иметь примером жизнь мою, то и не будет вам лучшего учителя, так как домашнее учение, изображённое в словах и в делах, полезнее всякого учения. Дети! сохраните заповеди Господни и мои, и Бог мира да будет с вами
Такие слова отца и такие сердца детей, бывали уготованной почвой для восприятия доброго семени, оказались спасением Иоанна и Аркадия против всяких подводных камней в море житейском... Господь-Сердцеведец, не посылающий испытаний свыше сил наших и знающий силу уготованных для Него душ, посетил этих юношей жестоким испытанием, нераздельным, впрочем, и с великим милосердием, посредством которого промысл Его устраивает всегда всё к лучшему для людей. На пути в Берит путешественники были застигнуты бурей. Корабль потерпел крушение, и спасавшиеся на обломках его были выкинуты волнами на берег, по разным сторонам. Разделённые таким образом и считая один другого погибшим, каждый из братьев решился не возвращаться домой, чтобы не иметь прискорбия огорчить родителей вестью о погибели другого из них... Между тем, поражённые такой великой утратой на первом шагу при вступлении в жизнь, они внезапно постигли непрочность всех земных благ и устремились душой к единственной надёжной ограде счастья истинного и нетленного – жизни уединённой, посвящённой молитве. Иоанн и Аркадий – различными путями – достигли одинаковой цели: подвизаться в иночестве.
После долгой неизвестности об уехавших детях, родители приняли все меры к отысканию их, и по дошедшим до них сведениям могли только предположить, что дети их погибли во время бури... Твёрдые духом, вынесли они это чрезвычайное горе с покорностью воле Божией, подобно Иову, и ободрённые после усердной молитвы сонным видением, представившим им сыновей их, предстоящих Господу в великой славе, старцы, с надеждой на Бога, предприняли поклонение святым местам и вместе с тем разыскивание детей своих.
«Не скорби, госпожа моя, – поддерживал старец Ксенофонт жену свою Марию, – верую, что Бог не допустит погибнуть нашим детям, и надеюсь, что Он не захочет оскорбить старость мою, как я никогда не дерзнул оскорбить благостыню Его».
И не посрамил Бог такого праведного упования на Него. Неисповедимыми путями Его Божественного Промысла старцы встретились с детьми своими... Во время путешествия они встретили их иноками в различных монастырях, и не пожелали уже тогда отвлекать их от спасительного пути, к которому приведены были дети их волей Божией. И сами, чуждые пристрастия к миру и благам его, раздав имущество бедным, уединились в тихих обителях, где, в молитвах все друг за друга, пребывали до мирной кончины – в ожидании вечного соединения друг с другом в Царстве Небесном после кратковременной разлуки в этом мире, среди которой уже воссоединил их однажды чудно Господь, как бы в залог их будущего блаженного воссоединения навеки...
Блаженны праведно воспитавшее детей своих! Блаженны плоды христианского воспитания! Блаженны постигающее и воспринимающее посещение и промышление о себе Господа, подобно истинно возлюбившим Бога старцам Ксенофонту и Марей и детям их Иоанну и Аркадию!
«Древний Греческий толкователь творений преп. Иоанна Лествичника замечает, что, по мнению некоторых, Иоанн Лествичник был одним из сыновей Ксенофонта».