Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Моисея, архиепископа Новгородского

 Св. Моисея, архиепископа Новгородского

Св. Моисей, архиепископ Новгородский

Сын богатых и благочестивых родителей Новгородцев, в крещении Митрофан, с юности возлюбил Господа.

Обучившись грамоте, прилежно ходил он в храм Божий и усердно обучался закону Божьему. Ревнуя о духовном подвижничестве, тайно от родителей удалился в Тверской Отрочь монастырь и там был пострижен в иночество. Пост, послушание, молитва были любимыми занятиями его.

Родители, узнав о его месте пребывания, упросили его перейти в Колмов монастырь, к благочестивому игумену Макарию. Здесь он стал жить строже прежнего. Здесь посвящён он в иеромонаха. Потом был он архимандритом Юрьева монастыря.

По смерти архиепископа Давида, избранный в преемника ему, был посвящён святым митрополитом Петром в сан архиепископа в 1325 году. Ещё целы доселе в Московском Успенском соборе яшмовые сосуды, которые блаж. Моисей принёс в дар тогда св. Петру.

В первый год правления его паствой пожар опустошил главные улицы и несколько храмов Новгорода. К новой скорби святителя, последовало затем народное волнение. И, однако, он устроил женскую обитель на Десятине и потом построил здесь каменный храм Богоматери. От опустошений, навлечённых на Тверь кн. Александром, Новгород успел освободиться богатым выкупом. Но когда несчастный Тверской князь с жарким участием принят был в Пскове, это опять едва не навлекло бед на паству блаженного Моисея. Напрасно он убеждал Псковитян отступиться от князя Александра, для общего блага; только строгость первосвятителя России отвратила бурю бед. Блаженный Моисей принял с честью великого князя и митрополита.

Затем пожар вновь опустошил две улицы и истребил несколько храмов. Тревоги жизни были тяжелы для души святителя, стремившейся к пустынному покою. В 1330 году, несмотря на просьбы Новгородцев, удалился он с кафедры на покой, в монастырь на Коломцы. Потом уединился в пустом месте и построил каменный храм Воскресения Христова на Деревянице. Сюда приходили к подвижнику бояре и простые люди пользоваться наставлениями и жизнью его. Целые 20 лет провёл он в уединённых подвигах.

По смерти архиепископа Василия, по настоятельным просьбам Новгородцев, в 1352 году снова принял на себя управление обширной Новгородской паствой. В том же году построил он каменный храм в честь Успения Богоматери на Волотове. Недавно открыты в сем храме под штукатуркой фресковые изображения святителей, совершающих литургию, и с надписью на свитке: «Гди Бе наш, живый на высоких, на смиренные призираяй».

В 1353 г., исполняя более волю Новгородцев, чем свою, послал он послов к патриарху, с жалобой на притеснения Московского митрополита, хотя Феогноста уже не было в живых. Патриарх, изъявляя уважение к личным качествам добродетельного пастыря, прислал св. Моисею крестчатые ризы с буквой Ф, означающей патриарха Филофея, и с вытканной надписью на крестах: «Ис. Хс. ника».

В 1355 г. устроен им монастырь на Сковородке, с каменным храмом в честь Архангела Михаила.

В 1357 г. введён им порядок и построены каменные храмы ещё в трёх монастырях: в Радоговицах при Волотовском храме Успения Богоматери, в Духовом монастыре и в женском монастыре Иоанна Богослова; первый и последний были им и основаны. Так святитель поселял иноков среди или вблизи людного, торгового города.

Не странно ли это? Напротив. Простота жизни мирян того времени не представляла тех заманчивых и слишком опасных развлечений, какие известны ныне. А иноческое Богослужение, продолжительное и благоговейное, отвлекало сердца мирян от сует земных к необходимому для всех. Так обители св. Моисея были училищами благочестия для мирян Новгородцев и при внимательном надзоре обучали и благочестью иноческому. Св. Моисей не ограничивал тем своей деятельности.

Древний летописец так описывает пастырскую жизнь его: «он пас церковь свою как пастырь добрый; защищал обиженных, берёг бедных и вдов; собрав множество писцов, на свой счёт написал множество книг; многих утвердил он в благочестии своими наставлениями».

К сожалению, ныне не известны письменные поучения святителя, о которых говорит летопись. Из рукописей, списанных по его распоряжению, известны два Евангелия. Они наставительны и для нашего времени. В Евангелии 1355 года, писанном «повелением Боголюбивого архиепископа Новгородского Моисея», писцы пишут: «аще будем грубо написали, или где переступили, или в глаголании друг с другом, или в дремании: а вы, преподобнии отцы игумени и попове, собою исправяче, чтите». Видите, – книги, в том числе даже и св. Евангелие, писались по распоряжению св. Моисея не с тем, чтобы каждая ошибка писца признавалась за неприкосновенную святыню, и не с той гордой уверенностью, будто ошибки, при всём внимании, не были возможны. Вот несколько слов и из другого Евангелия св. Моисея: «и бысть егда съконча Иис въся словеса си дивляхуся... И рече Иис виждь никому же не повеждь... Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе маловери, яко хлеб не възяхом?.. запрети Ис. учеником Своим да никому же не рекуть, яко сь есть Исъ Хсъ».

Пусть чтители мнимой старины видят, по их ли уставу писали имя Спасителя Христа при св. Moисее? пусть уверятся, что тогда спасительное имя произносили: Иисус, а писали с разными сокращениями и без сокращения. А вот и ещё урок им святителя Моисея! В Софийской ризнице хранится омофор с четырёхконечными крестами и с вышитыми словами: «Моисея архиепископа, молитвами святой Софии».

В 1359 г. св. Моисей, чувствуя ослабление сил своих и желая посвятить последнее время своё преимущественно на служение Богу, объявил Новгородцам: «изберите себе мужа, которого вам Бог даст». Избран был преемник по жребию. Но вслед за тем поднялся страшный мятеж в городе, за то, что Славянский конец, один, без согласия других, сменил посадника и выбрал нового. Вооружённые славяне разогнали невооружённых заречан, но последние ограбили многих бояр; затем начался бой между Софийской и Торговой стороной города. Святитель Моисей пешком пришёл из Сковородской пустыни своей в Новгород. «Дети! – говорил он Новгородцам. – К чему эта брань? она радость для поганых, опустошение сему месту и церквам. Прекратите бой». Растроганные Новгородцы послушались святителя Божия, и «не попустил Бог диаволу смеяться над людьми», – говорит летописец.

Возвратившись в Сковородскую обитель, святитель-подвижник ещё два года подвизался в посте и молитвах. В Софийской ризнице хранятся келейная мантия и вериги его – свидетели подвижнической жизни его. Он скончался в пустынной обители 25 января 1362 г.. Память его чтили ещё в XV веке: ещё тогда, как и после, известна была близость его к Господу и по чудесам его.

В описании 1634 г. говорили: «прославлен от Бога чудесы при животе и по смерти, и прибегающи с верой к честным его мощам мужие и жены почерпают здравее, наипаче же жены исцелевают, одержимые своими естественными немощами». Мощи его, обретённые в 1686 году, почивают открыто в раке; а часть их в 1693 г. перенесена в Духов монастырь, ныне женский.

Примечания
1* Ркп. житие св. Моисея, описанное Пахомием, у Царского № 133, 136 и в минее м. Макария. К удивлению, оно не богато содержанием.
2* В ркп. святцах: «Макарий пустынник, игумен иже на Мьере, от Новгорода 40 поприщ».
3* Собр. л. 3, 181. 182. Снегирёва памятники: Успенский собор.
4* Собр. л. 3, 74, 75, 182. Львов, л. 2, 85–88. Русс. врем. 1, 165–168. Составлявший 3 Новгородскую летопись (111, 224), приняв Богородичный храм на Десятине за Богородичный храм на Молоткове, внёс строительницу Молотковского храма княг. Ярославлю в рассказ о построении Десятинного храма, тогда как та почти сто лет уже покоилась в земле.
5* Собр. л. 3, 58, 88. Львов. л. 2, 118.
6* Изв. акад. VI, 380.
7* Собр. л. 3, 86. 122. 139. 228. Извест. акад. VI, 380. Ист. иер. III, 394. Игумен Духова монастыря упоминается по летописи в 1162 г. Макария древности I, 121, 351, 567, 616, 617.
8* Приходские храмы, устроенные св. Моисеем: Знаменский – в 1354 г. Прокопьев в 1359 г. Благовещенский в 1362 г. Макария древности I, 253, 274, 373.
9* Собр. л. 111, 182.
10* Описание рукописей Синодальной библ., стр. 221, 251, 252. Известия акад. наук VI, 277, 278. Вероятно при св. Моисее писан и служебник Деревяницкого монастыря XIV века. Извест. акад. VI. 314.
11* Опис. Новгород. святыни, стр. 31, 32. Извест. акад. VI, 380.
12* Собр. л. 3, 86, 87, 182, 227, 228. Описание Софийск. соб. 193.
13* Ркп. житие св. Моисея, Пахомиева служба ему у Царского № 133, 136, 364, 563. В чине поставления епископа 1646 г. испрашивается заступление – «иже во святых отец наших Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов и преп. отца Антония Римлянина и Варлаама Хутынского, Новгородских чудотворцев». Ист. ак. 4, 14. Митрополит Новгородский Никон свои грамоты 1650 и 1651 г. оканчивал так: «милость св. Софии и великих чудотворцев, Никиты и Нифонта епископов, Иоанна, Евфимия, Ионы, Моисея и Серапиона архиепископов Новгородских – да будет на тебе». Опис. Соловецк. монаст. III. 319, 321, 325, 328, 330, 331.
14* Чтен. общ. ист. 1862 г. кн. 4.
15* Материалы статистики, стр. 48. СПб. 1831 года.