Преп. Антония Великого
Св. преп. Антоний Великий
Сей великий подвижник Церкви Христовой родился в 252 году в Египте, от благочестивых христианских и знатных родителей, которые и его воспитали в правилах веры и благочестия, необходимых для истинного христианина. Ещё в летах юности храм Божий, где мог Антоний слышать учение Иисуса Христа, Апостолов и других святых, был единственным для Антония прибежищем, доставлявшим наслаждение его душе. По смерти родителей своих, 18 лет, сделавшись наследником богатого имения и питателем юной сестры своей, Антоний, призываемый Промыслом на высшую степень благочестия, обеспечил положение сестры своей и, согласно внушениям Евангелия (Мф.6:36, 19:21), раздав книги и бо́льшую часть имения соседям и бедным, оставил кров родительский для благочестивого уединения, имея около 20 лет от роду. «Я прежде слышал, – говорит блаженный Августин, – что св. Антоний призван был гласом Евангелия, во время чтения которого он как бы нечаянно узнал и обратил к себе следующие, тогда читаемые слова: иди, продаждь имение твое и даждь нищим и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19:21). Так Твоё откровение, Боже мой, обратило его к Тебе». «Глас Христов услышав, – говорит о св. Антонии прав. Церковь, – шествовал вослед Его заповедей и отверг все заботы, стяжание имений и любление рабов и сестры. Един в пустынях, чистейше беседуя Богу, приял благодать разума».
Удаляясь от мира, Антоний поселился сначала близ места рождения своего и подвизался под руководством одного старца, с молодых лет проводившего уединённую жизнь. Горя желанием высшего духовного совершенства, Антоний, постепенно преуспевая в благочестии, укрывался от общества далее и строже, вглубь пустыни Фиваидской; всё тщание прилагал к трудам подвижническим. Слыша, что праздный ниже да яст (2 Фес. 3:10), преподобный работал собственными своими руками, и иное издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что до́лжно наедине молиться непрестанно (1 Фес. 5:17); был внимателен к читаемому, так что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но всё удерживал он в себе, почему наконец память заменила ему книги. Столько неутомим был в бдении, что часто целую ночь проводил без сна. Пищу вкушал однажды в день по захождению солнца, иногда принимал её через два дня, а нередко и через четыре. Пищей его служили хлеб и соль и питием – одна вода. О мясе и вине не нужно и говорить, потому что и у других подвижников едва ли встретишь что-либо подобное. Во время сна Антоний возлегал на рогоже, а большей частью – на голой земле. Никогда не умащал себя елеем.
Общество благочестивых, привлекаемое славой пустынных подвигов Антония, текло вслед его и населяло безмолвную пустыню. Антоний сделался основателем пустынножития. До Павла Фивейского и Антония преподобные подвизались в мире, – в местах своего рождения или близ оных, ведя жизнь более затворническую. Но преп. Антоний, подражая древним пророкам и пустынножителям Илии и Крестителю, подобно Павлу Фивейскому, сделался в своё время подвижником и, как говорит Церковь, «первым украсителем пустыни, началообразным начертанием добродетельного жития». Антоний убедил многих избрать иноческую жизнь, и таким образом при горах Египетских явились монастыри; пустыня населена иноками. Антоний, как отец, сделался руководителем многих иноков.
Для иноков Антоний был истолкователем монашеской жизни не только своим поведением, но и писанием. В руководство иноков Антоний написал правила для монахов (LXXX); поучения или слова к монахам (XX); разные постановления монахам; изложение некоторых мыслей и ответы на разные вопросы; стезю мудрости и многие письма.
«Паче всего, – заповедует Антоний инокам, – да будет у всех общее попечение о том, чтобы, начав, не ослабевать в деле, не говорить: давно мы подвизаемся. Взирая на мир, не будем думать, что отреклись мы от чего-либо великого. Вся земля эта очень мала пред целым небом. Если бы мы были обладателями всей земли и отреклись от всей земли, то и это не было бы равноценно Небесному Царству. Никто из нас да не питает в себе пожелания приобретать. Какая выгода приобретать то, чего не возьмём с собой. Монаху до́лжно непрестанно молиться, не смотря ни на время, ни на место, ни на занятия. Слова: Господи мой, Иисусе Христе, пошли мне помощь! и проч. до́лжно ему непрестанно иметь в уме. Кроме того надобно ему неопустительно ходить к Богослужению и притом с первым зовом. Как кающийся грешник, монах обязан денно-нощно сокрушаться и печалиться о грехах своих, как бы всегда в келье его был умерший. Время проводить ему надобно в молчании; ходить с лицом всегда печальным, с поникшей головой, не обращая лица своего по сторонам; ослаблять тело, не есть до сытости, спать мало. Как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, – так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвётся в воду, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне её, не забыть о внутреннем бдении. Кто живёт в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трёх искушений: от искушения слуха, языка и взора; у него одно только искушение, – искушение в сердце».
«Не приходите в страх, слыша о добродетели. Она не далеко от нас, не вне нас образуется. Еллины, чтобы обучаться словесным наукам, предпринимают дальние путешествия, переплывают моря, а нам нет нужды ходить далеко ради Царствия Небесного, или переплывать море ради добродетели. Господь ещё прежде сказал: Царствие Небесное внутрь вас есть (Лк. 17:21). Поэтому добродетель имеет потребность в нашей только воле. Добродетель образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с её естеством».
Некто из мудрецов спросил Антония: как ты живёшь, отец, лишённый утешения от книг? Преподобный отвечал: «моя книга есть природа вещей; она всегда готова, как скоро мне захочется читать слово Божие». Благочестивому и мудрому слепцу Дидиму Антоний сказал: «не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения. У тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки: лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят Ангелы, созерцается Бог и воспринимается свет Его».
«Нам потребны, – говорит Антоний, – усильная молитва и подвиги, чтобы, прияв от Духа дарование рассуждения духовом (1 Кор. 12:10), можно было узнать о демонах. Они всякому христианину, наипаче же монаху трудолюбивому, покушаются положить соблазны через лукавые помыслы, стараются устрашить мечтательными привидениями и коварным велеречием, обмануть подобием образа благоговейного. Но не до́лжно нам бояться их, потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать. Нетрудно распознать присутствие Ангелов от демонов. Видение святых бывает невозмутительно и сопровождается радостно. Много раз ублажали меня демоны, а я заклинал их именем Господним».
Антоний столько любил уединение, что в продолжение 85-летних подвигов своих два раза только оставлял пустыню и являлся в Александрию, призываемый обязанностью ревнителя веры и благочестия. В первый раз пришёл он в Александрию во время последнего гонения христиан, воздвигнутого Диоклитианом и Максимианом в 303 году, для помощи, утешения и участия в страданиях св. мучеников. Но Бог сохранил светильника веры и возвратил на путь пустынных великих его подвигов веры. В другой раз в 335 году приходил Антоний в Александрию, чтобы оправдать себя в клевете от ариан, которые говорили, будто бы и он следует их учению, и показать, что он не имеет общения с раскольниками и лжеучителями.
При своей суровой и пустынной жизни преп. Антоний к другим всегда был ласков и человеколюбив, благоразумен и твёрд, в обращении кроток и приятен, в беседах терпелив, в защищении обижаемых неутомим, за которых, он ходатайствовал пред городскими начальниками; св. Афанасия Александрийского, гонимого арианами, часто посещал и неоднократно писал о нём к равноапостольному Константину.
Скрываясь от людей, Антоний не скрыл, однако ж, своей славы от мира. Слава святой его жизни была столь велика, что когда приходил он в Александрию, особенно в последний раз, все жители города сбегались видеть Антония. Даже язычники и жрецы их приходили в храм Господень, говоря: желаем видеть человека Божия. Ибо так называли его все. Многие даже из язычников желали хоть прикоснуться только к старцу, в той уверенности, что получат от него пользу. И действительно, в сии немногие дни столько обратилось в христианство, сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Император Константин Великий и дети его уважали великого пустынника, как отца, просили его прийти к себе, или прислать им благословение. Слава его при конце его подвигов пронеслась во всех странах, в Африке, Испании, Галлии и Италии.
Великий подвижник Египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105 году от роду, в 358 году по Р.X. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житие. По словам, св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его Боголюбивым, человеком Божьим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его, – и это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души. Лицо Антония было выражением его св. души – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония каждый из получивших милоть и изношенную одежду его – хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие значит как бы видеть самого Антония».
Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту.
Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его.
Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого. Кирилл Скифопольский, писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого, бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо».
Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих».
При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Притч. 5:15–16; вторую из Притч. 3:1–9; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные (Мф. 11:27–30); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец.