Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† В тот же день преподобного Арсения Комельского

Преподобный Арсений, из рода дворян Сухарусовых, родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестию послушаниями; здесь в 1506 г. со списка печенгского, добытого князем Юрием († 1434 г.), «писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко – Сухарусов», которое ныне находится в Арсениевой Комельской обители. Это евангелие драгоценно для нашего времени, как потому, что писано великим подвижником, так и потому, что писано без расстановки слов, с точкою и двоеточием, оно представляет собою список с весьма древнего подлинника. Преподобный в послесловии говорил: «аще будет, по грехом, опись, в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородские, аз окаянный скуден умом, разсудити на се груб и невеглас, тесен разумом». Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия Арсений столько преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства, но и поставлен был в игумена Сергиевой обители. Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду раздранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство и отшел в Комельский лес.

На берегах речек Кохтыжа и Лежи была тогда такая глушь, что преподобный, веся на себе для смирения тяжелый деревянный крест, споткнулся и крест упал с плеч труженика; небесный луч, озаривший в туже минуту подвижника, заставил остановиться на месте; тружение водрузил тут крест. Он поставил себе хижину вблизи креста и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это в 36 верстах от Вологды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес, на речку Ингорь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнителя благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимою силою. И однако безмолвие пустынное отселе уже изгнано было поселившимися вблизи пустыни изгнанниками.

 В тот же день преподобного Арсения Комельского

Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Вел. князь Василий столько уважал старца Арсения, что в февр. 1530 года выдал грамоту в ограждение покоя его. Грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухарусова, в Комельском лесу на р. Кохтыже», рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверьми и обращать в свое владение землю или лес. Огражденный такою грамотою, преп. Арсений поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водружал он крест свой, и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, а зверино молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он, по благословению вологодского епископа Алексия, поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. В 1539 году в. князь Василий выдал еще старцу Арсению несудимую грамоту, с тем, чтобы никакое светское начальство не простирало своей власти не только на живущих в пустынной обители Арсения, но и на крестьян, которые стали бы селиться под ведением обители его, не дальше 5 верст от обители. В 1543 г. в. князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою своею, которою обитель его с ее имениями освобождалась как от подсудности властям мирским, так и от постоев. Преп. Арсений не забывал и Шилегонской своей пустыни. По временам он посещал ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души с встречавшимися с ним останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-либо трудится в поле в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь в посте, молитве и непрестанных трудах, преподобный пред кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 авг. 1550 г..

Святое тело подвижника Божия положено было близь алтаря построенного им храма. Впоследствии мощи его ознаменовались многими исцелениями. Спустя сто лет после его кончины, сооружен был в обители каменный храм с приделом в честь преп. Арсения, где под спудом почивают мощи его.

Что же говорит для всех жизнь препод. Арсения? «Если хочешь войти в жизнь вечную: сохрани заповеди» (Мф. 19:17). Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего, Который на небесах» (Мф. 7:22). Так говорит вам подвижническою жизнию своею пр. Арсений.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Арсения у Царского № 134. Оно написано уже после пожара 1598 г., истребившего древнее житие. Потому в нем есть хронологические ошибки. Эти ошибки повторяются даже в новом издании словаря святых стр. 36. 37.
2* Ист. иер. 3, 296. Матер. статистики стр. 70. Волог. губ. ведом. 1848 г. № 40.
3* Истор. опис. Сергиева лавры. М. 1742 г. стр. 67.
4* Ист. иер. 3, 279. Свед. о мон. стр. 71. Вологод. губ. вед. 1848 г. № 39.
5* Грам. в ист. иер. 3. 280–282.
6* Грам. в ист. иер. 3. 283–985. Вологодский епископ Алексий управлял паствою 1523–1537 г. ист. иер. 1, 350.
7* Грамота в ист. иер. 3, 286–290.
8* Пролог: «всех же святый во обители своей на комельском лесу и в пустыни на Шилинге поживе 45 лет, в посте, молитве и в трудах непрестанных»; 45 лет были летами всей иноческой жизни его. Иначе с 1528 г., когда оставил он лавру, до авг. 1550 г. прошло 22 года.
9* В прологе отнесена кончина его в августу 1550 г.; ркп. святцы: «преподобный Арсений игумен комельский, иже бысть во обители ризы Господней положения, на Лежи реце, преставися в лето 7058 мес. августа 24 д.» Если такое показание о годе кончины верно, то Герасим, которого видим строителем Арсениевой пустыни в июне 1550 г. (ист. иер. 291. 282), поставлен был в строители еще при жизни преп. Арсения, по его назначению.
10* В ркп. житии Царского № 134 описано 17 чудес преподобного, из которых последнее было в 1657 г.
11* Ист. иер. 3, 281.